Согласно поправкам к «антипиратскому закону», принятым Госдумой, действие закона теперь распространяется не только на фильмы, но и на книги, музыку и компьютерные программы. Действующий «антипиратский закон» интернет-отрасль уже признала неэффективным и делает попытки договориться в досудебном порядке. А новые поправки предусматривают блокировку всего портала, а не только страницы с незаконным контентом. Государственная Дума приняла в первом чтении поправки к так называемому антипиратскому закону. Теперь действие закона распространяется на все объекты авторских и смежных прав, то есть на музыкальные произведения, литературу и компьютерные программы. Ранее под «антипиратский закон» попадали только фильмы и телесериалы, нелегально размещенные в рунете.
Новые поправки предусматривают блокировку не «конкретного места в контенте», а всего нелегального ресурса. В случае если оператор не обладает техническими возможностями для блокировки спорного контента, он обязан заблокировать весь портал. Одна из поправок предполагает освобождение операторов от ответственности перед правообладателями и пользователями за ограничение доступа к порталу. Поправки позволяют владельцам прав на все виды контента добиваться блокировки страниц, на которых он незаконно размещен. В случае их принятия закон вступит в силу 1 июля 2014 года.
Один из спорных моментов в законе — правообладатели не должны обосновывать то, что блокировка будет соразмерной мерой по отношению к порталу, разместившему нелегальный контент. «В текущем виде механизм блокирования сайтов в рамках принятия Мосгорсудом предварительных обеспечительных мер применяется фактически в автоматическом режиме, и ни в одном судебном акте не приводится обоснование того, на основании каких доказательств суд сделал вывод, что блокировка сайта является соразмерной нарушению мерой», — говорят в компании «Яндекс».
Это приводит к блокированию по заявлению частного лица целых массивов информации, размещенной правомерно, и является необоснованным ограничением прав третьих лиц, которым даже не предоставлена какая-либо возможность направить возражения против такой блокировки, недовольны в «Яндексе». Для того, чтобы подстроиться к новому закону, многие порталы вводят систему премодерации информации для сайтов и провайдеров. «Судебный акт в таком случае выступает в качестве персонального запрета определенному лицу использовать произведение любым образом в его информационной системе или на сайте», — поясняют в «Яндексе».
«Антипиратский закон» вступил в силу 1 августа 2013 года и предусматривает процедуру ограничения доступа к интернет-ресурсам, разместившим контент, нарушающий авторские права. Для этого правообладателям необходимо подать заявление в Мосгорсуд, который вправе вынести решение о принятии предварительных обеспечительных мер – блокировки доступа к ресурсу. Поправки, расширяющие сферу влияния закона на музыку и книги, были приняты только сейчас. Ответственный за контроль блокировки – Роскомнадзор. Ведомство направляет интернет-провайдерам уведомление о необходимости заблокировать тот или иной ресурс в течение трех дней. Сайты, в свою очередь, обязаны заблокировать доступ к страницам с незаконным контентом.
«Антипиратский» закон вызвал всплеск негодования среди пользователей интернета и интернет-компаний, которые посчитали закон недоработанным и опасным, так как он может негативно отразиться на всем рунете и под него могут попасть добросовестные сайты, которые своевременно удаляют контент по прямому требованию правообладателя, а не только по решению суда. По состоянию на конец декабря 2013 года в Роскомнадзор поступило 75 определений суда о блокировке ресурсов, 10 порталов было заблокировано и было принято 19 судебных решений.
Но за время работы «антипиратского закона» практически все порталы и заинтересованные пользователи научились обходить закон и используют альтернативные сети, предоставляющие доступ к информации. «Это еще раз подчеркивает, что законы, которые принимает государство в сфере интернета, малоэффективны для тех людей, которые хотят и желают получить доступ к данной информации», — говорит член генштаба Пиратской партии, руководитель движения «Роскомсвобода» Артем Козлюк. Он считает, что подобные меры борьбы с пиратством малоэффективны. «Интернет был создан по таким принципам, которые позволяют обходить все законы. Это суть протоколов интернета. И законодатели никак не могут понять эту простую мысль», — считает он.
При этом Роскомнадзор призывает интернет-отрасль и правообладателей к саморегулированию. «Есть ощущение, что игроки, которые раньше находились по разные стороны баррикад, наконец-то услышали друг друга. Интернет-площадки поняли, что правообладатели теряют деньги. Производители кино- и телепродукции осознают, что основные интернет-компании стремятся не к тому, чтобы украсть их фильмы, им важно монетизировать присутствие контента на своих площадках, и они готовы в этом случае делить доход с правообладателями», — говорит Козлюк. Интернет-компании и правообладатели летом 2013 года договорились начать регулировать споры в досудебном процессе.
Пользователи рунета продолжают наращивать объемы просматриваемого видео. Ежемесячное число уникальных российских пользователей онлайн-видео составляет 60 млн человек. При этом по количеству просмотров видео Россия находится на втором месте в мире после США и на первом месте в Европе, подсчитывали ранее аналитики Ernst и Young и Высшей школой экономики. Число просмотров видео будет расти со средними темпами 18% в год, прогнозируют эксперты.