В четверг вступает в силу закон о банкротстве физических лиц. Новой процедурой смогут воспользоваться самые обычные граждане, которых задушили долги. Впрочем, эксперты предупреждают: за избавление от финансовой удавки придется заплатить высокую цену. Личное банкротство поможет людям в крайних обстоятельствах и ослабит долговой груз. Тонкости новой процедуры намерен разъяснить Верховный суд России. Он подготовил проект постановления «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие процедур, применяемых в делах о несостоятельности (банкротстве) граждан». Во вторник этот документ обсуждался на заседании пленума Верховного суда страны. Оценки специалистов, сколько граждан захотят записаться в банкроты, сильно расходятся. Одни считают, что речь о миллионах. Другие говорят «всего лишь» о сотнях тысяч. Например, вчера прозвучала цифра 4 миллиона человек в год. Именно столько заявлений от потенциальных банкротов ждут в арбитражах Москвы и Московской области.
Таковы расчеты Минэкономразвития. Впрочем, есть мнение, что эта цифра завышена. Не может быть, чтобы так много людей сдавались под напором обстоятельств, считают оптимисты. Или — реалисты? Согласно прогнозам Национальной ассоциации профессиональных коллекторских агентств, в первые полгода с момента вступления в силу новой процедуры могут подать заявления о признании банкротами порядка 200 тысяч граждан. Правда, другие эксперты полагают, что столько заявлений будет до конца нынешнего года.
Есть и другие расчеты. Специалисты Объединенного кредитного бюро считают, что под действие закона о банкротстве физических лиц, который вступит в силу с 1 октября, на сегодняшний день подпадают порядка 580 тысяч россиян, это около 1,5 процента от общего числа заемщиков с открытыми счетами. Как отмечается в сообщении кредитного бюро, еще около 6,5 миллиона заемщиков, которые в настоящий момент не платят по своим кредитам более 90 дней, смогут воспользоваться этим правом для облегчения своего финансового положения. Не факт, что каждый из них воспользуется открывающейся возможностью, но по крайней мере несомненно одно: дело касается очень многих людей.
Однако специалисты предупреждают: новая процедура не должна становиться спасением недобросовестным должникам. Взять долги и не платить только потому, что не хочется, нельзя. Личное банкротство — это средство на самый крайний случай. Закон устанавливает, что гражданин может быть признан банкротом при сумме долгов более 500 тысяч рублей при условии неисполнения требований кредиторов в течение трех месяцев. Признать человека банкротом могут, если его долг превышает 500 тысяч рублей и он не платил три месяца.
Как рассказала судья Верховного суда России Ирина Букина, представляя проект постановления, рассматривать дела о банкротстве будут арбитражные суды по месту жительства должников. Банкротом могут быть признаны и те люди, чьи долги появились до вступления закона в силу 1 октября. Разобраться с долгами помогут специальные финансовые управляющие. Они помогут составить план реструктуризации долга: что можно отложить на потом, что можно списать, что получится отдать уже сейчас, продав какое-то имущество. Как не раз поясняли эксперты, спишут гражданину только самые безнадежные долги. Но перед этим человек должен продать все, что можно продать, и без чего он проживет.
Допустим, машину, дорогой телефон и прочее. Не заберут единственную квартиру, потому что должнику и его семье надо где-то жить. Все это будет прописано в плане реструктуризации долга, который поможет составить финансовый управляющий. Его присутствие в процедуре обязательно. Как сказано в постановлении пленума, этот план должен обязательно утверждаться должником и одобряться советом кредиторов. Все должны учитывать, что все-таки банкротство — это дорогостоящая процедура. Потому что размер вознаграждения финансового управляющего оплачивает именно должник, — отметила Ирина Букина.
Также закон обязывает гражданина в течение пяти лет, прошедших после банкротства, сообщать об этом потенциальным кредиторам. То есть, придя в банк за кредитом, умолчать о том, что несколько лет назад были проблемы, нельзя. К тому же в кредитной истории запись о банкротстве гражданина будет храниться не менее 10 лет. Поэтому молчание сыграет против человека. В Верховном суде особо подчеркнули, что процедура банкротства как облегчение долга предназначена лишь для добросовестных должников. Если выяснится, что человек лгал или даже умолчал о чем-то важном, от долга его могут и не освободить.