Сроки запуска «Штокмана» опять сдвигаются: «Газпром» просит перенести его с 2016-го на 2017—2018 годы, и Роснедра готовы пойти ему навстречу. При сложившейся конъюнктуре на газ задержка не критична, но, если «Газпром» хочет занять нишу сжиженного газа, ему следует поторопиться, предупреждают эксперты. Shtokman Development, оператор проекта «Штокман», обратился с заявкой о продлении ввода месторождения до 2017—2018 года, сообщил в пятницу на Санкт-Петербургском международном экономическом форуме глава Федерального агентства по недропользованию Анатолий Ледовских.
«Сто процентов, что одобрим. Мы не стремимся отзывать лицензии у недропользователей, которые работают», — отметил он. Еще в мае оператор месторождения заявлял, что поставки в газопровод со «Штокмана» начнутся в конце 2016 года, а для производства сжиженного газа (СПГ) — в 2017 году. Лицензия на освоение Штокмановского месторождения принадлежит «Газпрому», и перенос сроков инициировал именно он. «Мы пока не приняли инвестиционное решение по проекту, — пояснил «Газете.Ru» официальный представитель «Газпрома» Сергей Куприянов. — А лицензионные сроки поджимают, поэтому мы и обратились к Роснедрам с заявкой о продлении сроков».
Ранее предполагалось, что инвестиционное решение будет вынесено в марте, но акционеры не смогли согласовать технологическую схему освоения месторождения. Она была согласована в апреле. Решение должно быть принято до конца текущего года, обещает Куприянов. В начале 2011 года замглавы Роснедр Петр Садовник называл другие причины возможного перенесения срока запуска «Штокмана»: США активно развивают добычу сланцевого газа, и спрос на традиционный газ падает. «При такой ситуации, при таких объемах стоимости работ есть риски, что газ будет невостребован», — отметил Садовник.
Штокмановское газоконденсатное месторождение расположено на шельфе Баренцева моря, примерно в 600 километрах к северо-востоку от Мурманска. Глубина в этом районе достигает 340 метров. Разведанные запасы «Штокмана» составляют около 3,8 трлн кубометров природного газа и около 37 млн тонн газового конденсата — по запасам это одно из крупнейших месторождений в мире. Проектная добыча на «Штокмане» должна составить 71 млрд кубометров в год, максимальная может составить до 95 млрд кубов (для сравнения: Германия — самый крупный контрагент «Газпрома» — закупила в 2010 году 35,3 млрд кубов российского газа). Контрольным пакетом (51%) проекта владеет «Газпром», 25% принадлежат французской Total, 24% — норвежской Statoil. Изначально планировалось, что первый газ со «Штокмана» пойдет уже в 2013 году.
Новый перенос сроков освоения месторождения для «Газпрома» не критичен, говорит аналитик ФК «Открытие» Вадим Митрошин: «Сейчас спрос на газ в Европе растет, но его вполне могут покрыть действующие производственные мощности «Газпрома». А уже во второй половине 2012 года пойдет газ с Бованенковского месторождения, поэтому «Газпром» может себе позволить не форсировать столь масштабный и технологически сложный проект».
Очередная задержка может вызвать недовольство зарубежных акционеров, предупреждает аналитик UBS Константин Черепанов. В 2010 году, когда запуск проекта еще планировался на 2013 год, глава Total Кристоф де Маржери на встрече с Владимиром Путиным говорил, что сдвигать сроки нельзя. «Но до выхода из проекта дело не дойдет — доступ к российским ресурсам остается одной из приоритетных задач для иностранных энергетических компаний», — добавляет эксперт. К тому же Total должна получить 20% в проекте «Ямал-СПГ». «А этот проект, очевидно, стартует раньше «Штокмана», — говорит аналитик. — Поэтому со «Штокманом» Total может позволить небольшой перенос сроков». Сообщалось, что «Новатэк», владеющий контрольным пакетом «Ямал-СПГ», ведет переговоры о вхождении в проект и Statoil.
Но, если «Газпром» хочет занять нишу на мировом рынке сжиженного газа, а это входит в стратегию монополии, не следует затягивать с запуском «Штокмана», отмечает Митрошин: чем больше времени пройдет, тем более конкурентным будет рынок.