С 1 сентября в 259 из двух тысяч школ Москвы вводится новая система оплаты труда. Размер надбавок учителям будут устанавливать директора школ, зарплата попадет в зависимость от количества учеников, а также от совершенно нового критерия – «приоритетности предмета», согласно которому география или физика не так важны, как математика и иностранный язык. Зарплаты не станут меньше, уверяют в департаменте образования столицы. Учителя и руководители столичных школ узнали о грядущих изменениях в оплате труда несколько раньше, чем эта тема начала обсуждаться в СМИ. «Слухи о том, что будут отменены надбавки к основной ставке, что будет фонд оплаты школы и из этого фонда школа будет что-то кому-то добавлять по решению директора, попечительского совета и родителей, начали ходить еще в начале года. Потом на этот счет было официальное выступление Калины (руководитель департамента образования Москвы).
Он уверял, что зарплата от этого не пострадает, но речь шла исключительно о школах – участниках эксперимента. Вскоре учителям, которые работают в экспериментальных школах, на подпись дали бумаги, где сообщалось, что в связи с реформированием могут быть изменены нагрузка и оплата труда в предстоящем учебном году. Все их подписали, и я в том числе. Допускаю, что зарплаты могут быть уменьшены», – рассказал «Газете.Ru» учитель географии лицея «Вторая школа» Леонид Перлов. Новая система, по замыслу ее разработчиков, «должна усилить связь между размером оплаты труда и его результативностью».
В марте 2011 года вышло постановление правительства Москвы № 86-ПП «О проведении пилотного проекта по развитию общего образования в городе Москве», которое в том числе регулировало новый порядок оплаты труда сотрудников школ, участвующих в эксперименте. В документе сказано, что в школах, не участвующих в эксперименте, пока что останется тарифная система оплаты труда и никаких изменений не планируется.
А вот в экспериментальных школах с введением новой системы все ранее установленные доплаты и надбавки к заработной плате, должностным окладам и тарифным ставкам применяться не будут (сегодня в эксперименте участвуют 259 столичных школ, всего их в Москве около двух тысяч).
В целом схема оплаты не так уж сложна. Планируется, что у каждой школы будет свой автономный бюджет, который будет начисляться в основном по принципу нормативно-подушевого финансирования. Фонд оплаты труда, согласно документу, будет состоять из базовой и стимулирующей частей. Рекомендуемый оптимальный размер базовой части 70%, а диапазон стимулирующей от 20% до 40%.
Окончательное решение по процентному соотношению базовой и стимулирующей выплат будет принимать руководство школы, хотя не последнюю роль будет играть мнение попечительского совета и самих родителей. Стимулирующую часть разработчики документа предлагают формировать за счет экономии по коммунальным платежам и другим материальным затратам, а также за счет деятельности, приносящей доход.
На окончательный размер зарплаты учителей должны влиять три составляющие: количество проведенных учебных часов, число учеников в классе, а также часы неаудиторной занятости педагога (дополнительные занятия). Также в документе прописано, что примерное соотношение фонда аудиторной и неаудиторной занятости должно составлять соответственно 85% и 15%. Для определения величины гарантированной оплаты труда за аудиторную занятость вводится условная единица «стоимость одного ученико-часа».
Стоимость одного ученико-часа рассчитывается каждым образовательным учреждением самостоятельно. Повышающий коэффициент выплачивается учителю за его категорию, предусмотрены доплаты за наличие почетного звания или государственных наград. Больше всего учителей удивили повышающие коэффициенты за сложность или приоритетность предмета, которые каждая школа должна определить самостоятельно.
В документе приводится примерная таблица «важности» изучаемых в школе предметов. В первостепенные попали русский язык, литература, иностранный язык, математика и первый класс начальной школы. Вторыми идут история, обществознание, география, биология, информатика, физика, химия, а также 2–4-е классы начальной школы. Третью строку занимают право, экономика и технология.
И на последнем, четвертом, месте стоят астрономия, физкультура, изобразительное искусство, музыка, черчение и ОБЖ. «Абсолютно непонятный момент – коэффициент сложности предмета. При прочих равных я, как географ, будут получать меньше, чем математик. По каким критериям ранжировались предметы, мне, как и многим другим педагогам, непонятно. На мой взгляд, такие критерии разработать просто невозможно», – считает Перлов.
Есть и определенные ограничения, которые негативно отразятся на зарплатах педагогов-методистов. Так, доля фонда оплаты труда педагогического персонала, непосредственно осуществляющего учебный процесс, устанавливается в объеме не менее фактического уровня за предыдущий финансовый год. А вот доля фонда оплаты труда административно-управленческого, учебно-вспомогательного и младшего обслуживающего персонала устанавливается в объеме, не превышающем фактический уровень за предыдущий финансовый год. В департаменте образования уверяют, что у московских учителей, работающих в экспериментальных школах, нет оснований для беспокойства.
«Никто зарплату им уменьшать не будет – она, наоборот, будет увеличиваться», – сказали в департаменте. И в подтверждение этих слов сослались на 11-й пункт постановления, в котором сказано, что «заработная плата работников государственных образовательных учреждений, участвующих в реализации пилотного проекта, устанавливаемая в соответствии с новыми системами оплаты труда, не может быть ниже заработной платы, выплачиваемой указанным работникам до введения новых систем оплаты труда, при условии сохранения объема должностных обязанностей этих работников».
Но представители экспериментальных школ пока что настроены весьма скептически. «Есть общая позиция департамента – зарплата не должна быть ниже, чем сейчас. Но есть различные «но». Если учитель был по совместительству методистом, то теперь это невозможно – он теряет часть зарплаты. Все остальные доплаты сейчас тоже под вопросом», – убежден директор центра образования № 975 Москвы Александр Пименов. По его мнению, школы окажутся в ситуации, когда будет выгодно иметь как можно больше учеников, но не у всех есть такая возможность.
«Кому-то (согласно лицензии) нельзя иметь больше 500 учеников, а кому-то можно и 800. Учителя должны искать ту школу, где больше будут платить. Пока что никто не может сказать наверняка, как все это будет происходить и сколько мы будем получать. Вот в сентябре первая зарплата покажет, как это все будет выглядеть на практике. Пока что я к этому отношусь скептически. Американцы шли по этому пути, но отказались. Нужно, чтобы были обыкновенные учительские ставки», – говорит Пименов.
К тому же сейчас, чтобы получать достойную зарплату, многие учителя работают в школах по совместительству. «В школе есть такое понятие, как ставка: это 18 часов в неделю для учителя-предметника. По деньгам это 19 тысяч для учителя высшей категории, немного больше получают только заслуженные учителя, – объясняет Перлов из «Второй школы».
– Зарплата и ставка – вещи разные. Чтобы относительно прилично зарабатывать, учитель должен работать на полторы, а то и две ставки, и это не может не отражаться на качестве его работы. У учителей есть такая поговорка: «На одну ставку есть нечего, а на две – некогда». Поскольку уровень зарплат будет зависеть и от качества образования в том числе, многие учителя сомневаются в том, что и дальше смогут работать по совместительству.