Поиск

Евреи всего мира отмечают Новый год

517 0

Евреи всего мира отмечают Новый год по иудейскому календарю. В московской синагоге верующие зажгли свечи и прочитали особую молитву. Сегодня торжества продолжатся: евреи по традиции будут трубить в ритуальный рог — шофар. 5772 год настает с того момента, как увидел Бог, что это хорошо. И тысячи харедим верных спешат к Стене Плача — могучей основе разрушенного Титом Флавием храма, чтобы свидетельствовать — действительно, хорошо-то как. Успеть покаяться, попросить прощения у Творца и близких, простить и быть прощенным, ибо занесено перо над Книгой судеб и от дел твоих в году минувшем зависит запись по твою душу в году наступающем. И если с заповедью «не убий» на Ближнем Востоке все еще возникают проблемы, то заповедь «плодитесь и размножайтесь» на земле завета исполняют с энтузиазмом. И статистическое бюро Израиля сообщает, что в отчетном 5771 году 160 тысяч младенцев увидели этот мир в стране, чье население достигло 7 миллионов 650 тысяч человек, и где на каждую, способную к деторождению маму, приходится уже по трое детей, что строго соответствует галахическому толкованию священного текста.

Благословляют хлеб и вино, и, прежде чем сесть всей семьей за праздничный стол, совершают кедуш, отделяя будни от праздника. Хозяин дома просит: да будет угодно тебе, чтобы стали мы головой, а не хвостом. Желание похвально, ибо сам еврейский Новый год звучит, как Рош а-шона, то есть голова года, что значит самое время навалиться на фаршированную рыбью голову. И плоха та хозяйка, что не поставит ее в этот день на стол.

Ресторанчик со вкусным названием «Цимес». Шипит масло, булькают бездонные кастрюли. Рыбьих голов, что бунтарских под утро Стрелецкой казни. Матроны и отцы семейств заказывают и покупают то, что в будничной суете не успели приготовить сами. Страшный кишкис, сладкий кигель, паштет, качка, утка в апельсинах и, конечно, новогодний гефелте-фиш.

Один веселый человек сказал, что суть любого израильского праздника можно изложить в трех пунктах: первое — нас хотели уничтожить, второе — у них ничего не вышло, третье — давайте покушаем. И вот в этом народ книги изрядно приуспел. Так и хочется сказать: какая вкуснятина эта самая фаршированная рыба.

Все, что готовится в этот день, обильно сдабривается то карамелью, то фруктовым сиропом. На Новый год избегают есть горькое, да соленое. «А сладкое едят, чтобы год был сладкий. Потому что на израильской земле и так нам несладко. Так чтобы у нас все-таки был бы сладкий год. Чтобы сладость проходила весь год, а не только полгода или пять месяцев», — говорит директор ресторана Наталья Беленьки. Изрядно подсластить наступающий год способна звенящая в карманах наличность. И это сказывается на форме неизбежного ашкеназийского гарнира — цимеса.

«Видите, мы нарезали на этот раз морковь кружочками, как пятишейкелевые монеты. Кто будет есть такой цимес, не узнает в наступившем году бедности», — показала Ривка Розенблат, владелица ресторана. Это уже новая традиция: христиане-евангелисты приезжают в новогоднюю седмицу в Иерусалим просить мира святому городу.

Они верят, что возвращение избранного народа в святую землю приблизит второе пришествие. Мира Иерусалиму — вопрос вечно актуальный. В эти дни мирно цветут разве что гранаты в садах, под тенью которых бородатые мужи трубят в шафар, новогодний бараний рог, прежде чем произнести шана това уметука, что значит хорошего и сладкого года.

Комментарии
comments powered by HyperComments