Следственный комитет России предъявил обвинение по делу об авиакатастрофе под Ярославлем, в которой погибли хоккеисты ярославского «Локомотива», бывшему заместителю генерального директора авиакомпании «Як Сервис» Вадиму Тимофееву. Как сообщил представитель СК РФ Владимир Маркин, Главным следственным управлением СК РФ ему предъявлено обвинение по ч. 3 ст. 263 УК РФ нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта. По словам представителя СК, «следствием установлены причины авиакатастрофы, произошедшей в сентябре 2011 года». «Помимо нарушений в работе членов экипажа воздушного судна при выполнении взлета из аэропорта Туношна Ярославской области, установлено, что экипаж самолета был допущен к выполнению рейса сотрудниками эксплуатировавшей воздушное судно авиакомпании «Як Сервис» с грубейшими нарушениями правил безопасной эксплуатации воздушного транспорта», — отметил Маркин.
По версии следствия, Тимофеев, который отвечал за организацию летной работы, организацию тренировок и квалификационных проверок пилотов, обладал правом допуска экипажей к полетам и правом их отстранения. «Изучив все обстоятельства и факты, предшествовавшие трагедии, следователи установили, что экипаж был допущен Тимофеевым незаконно, в нарушение правил безопасной эксплуатации воздушного транспорта, и на момент катастрофы не имел права выполнения самостоятельных полетов», — отметил Маркин. Допуск командира судна был оформлен Тимофеевым на основании сфальсифицированных документов, второй пилот на тот момент не окончил переобучение на самолеты Як-42.
При этом, как считают следователи, Тимофеев не осуществлял контроль за прохождением профессиональной учебы пилотов, регулярно отзывал их с учебных мероприятий и, несмотря на неоконченную программу обучения, незаконно допускал к полетам, хотя ему было достоверно известно о непрохождении обучения и отсутствии у экипажа полного объемы навыков для выполнения безопасного полета. Даже в день трагедии экипаж должен был проходить обучение правильному распределению рабочих обязанностей между членами экипажа. «При таких обстоятельствах Тимофеев не имел права доверять экипажу воздушного судна перевозку пассажиров, и в случае добросовестного исполнения Тимофеевым своих трудовых обязанностей катастрофы, унесшей жизнь 44 человек, могло не произойти», — считают следователи.
По словам Маркина, по уголовному делу допрошены более 200 свидетелей, проведено свыше 120 экспертиз, объем уголовного дела составляет около 90 томов. «В ближайшее время уголовное дело в отношении Тимофеева будет выделено в отдельное производство, действиям членов экипажа будет дана правовая оценка», — добавил представитель СК. Почти ровно год назад, 7 сентября 2011 года Як-42, на котором основной состав ярославского «Локомотива» вылетал на свой первый матч в рамках чемпионата КХЛ в Минск, разбился при взлете у аэропорта Туношна. На борту самолета было 45 человек: 8 членов экипажа и 37 пассажиров — спортсмены, тренеры, врачи, обслуживающий персонал. В трагедии выжило двое — хоккеист Александр Галимов, который через пять дней скончался в больнице, и бортпроводник Александр Сизов.
Среди погибших были тренер «Локомотива» канадец Брэд Маккриммон, трое игроков сборной Чехии Ян Марек, Карел Рахунек, Йозеф Вашичек, капитан сборной Словакии Павол Демитра, вратарь сборной Швеции Стефан Лив, латвийский хоккеист Карлис Скрастиньш, белорусы Руслан Салей, Сергей Остапчук и тренер по физподготовке Николай Кривоносов, украинцы Даниил Собченко, Виталий Аникеенко, Александр Вьюхин. 2 ноября прошлого года Межгосударственный авиационный комитет назвал основной причиной трагедии ошибку экипажа — из-за неправильного положения ног на педалях при взлете осуществлялось торможение, что привело к сваливанию самолета. При этом вылет был точно по расписанию, в хороших метеоусловиях, самолет был полностью исправен.
В МАК тогда также назвали одним из факторов, приведших к катастрофе, полное отсутствие системы безопасности полетов и организации летной работы в компании «Як Сервис». Как сообщил тогда председатель технической комиссии МАК Алексей Морозов, «организационная структура «Як Сервис», схема ее управления и финансирования не позволяли обеспечивать безопасное выполнение полетов», а переучивание командира и второго пилота на Як-42 проходило на другом, отличающемся, в том числе педалями, типе воздушного судна — Як-40.
26 сентября прошлого года Росавиация аннулировала сертификаты эксплуатанта у авиакомпании «Як Сервис». В феврале этого года родственники погибших пилотов попытались в суде оспорить выводы МАК, признавшего основной причиной ошибку пилотов, но Замоскворецкий суд Москвы отказался принять иск на том основании, что действия МАК, как международной организации, не подсудны российскому суду.