Учёные Петербурга исследуют останки мамонта, которым 4 тысячи лет

Петербургские учёные сегодня познакомились с Женей. Так назвали мамонтёнка, останки которого прошлым летом обнаружили за Полярным кругом. Зверя весом в полтонны в северную столицу доставил спецборт МЧС. На этот экземпляр эксперты возлагают большие надежды: он хорошо сохранился, и должен помочь исследователям ответить на главный вопрос – почему же всё-таки вымерли мамонты. С теми, кто целый год будет разбирать Женю по косточкам, встретилась наш корреспондент Ольга Князева. Сенсация века. Вес полтонны. Рост при жизни, пока устанавливается. Знакомьтесь, Женя. Правда журналисты не знают, с какого ракурса снимать это чудо, чтобы было похоже на мамонта. А Ученые в соседнем помещении уже перебирают кости позвоночника и называют это неслыханным подарком ледникового периода. Алексей Тихонов, директор зоологического института РАН: «Уникальность в том, что очень много сохранилось всяких его частей, мягкие ткани».

На западном Таймыре это самая крупная находка за последние 200 лет. Но первым мамонта увидели не ученые и эксперты, а 11-летний мальчик, в честь него и назвали находку. Сегодня Жене, тому который мамонт, конечно, предстоит долгое путешествие не только из Петербурга в Москву. Для изучения мамонта уже создана специальная комиссия, несколько десятков специалистов, кстати, не только палеонтологов.

У ученых Женя, конечно, не первый. Сейчас в мире известно около десятка хорошо сохранившихся скелетов мамонтов. Последней сенсацией была Люба. Детеныша нашли в тундре, а изучали по всему миру. Бернар Бюиг, президент международного мамонтового комитета: «Люба уникальна. Таких находок не было прежде. И очень много ученых и специалистов сочтут за честь присоединиться к команде, которая будет ее изучать». В Зоологическом музее Петербурга уже есть Маша, Дима и знаменитый «березовский» мамонт. Это единственное в мире чучело взрослой особи. Новосёл Женя будет рядом. Единственные, кто сожалеют о его приезде, так это таксидермисты.

Пяточки в отличном состоянии благодаря толстой коже. А вот пикантная деталь. В отличие от остальных мамонтов, у Жени сохранился репродуктивный орган. Шутка на грани фантастики. Очень много информации дадут бивни, остатки зубов и строение черепа. Они расскажут ученым о климате, процессе вымирания и болезнях млекопитающих. Кроме экспертов мамонтом Женей интересуется и местная кошка Муся. Кстати ученые называют это знакомство знаковым. Последние мамонты вымерли 4 тысячи лет назад. С точки зрения палеонтологии это наши современники и изучение их останков позволит предсказать процессы в современных популяциях животных.