Непривычная маска – новый символ знаменитого театрального фестиваля. Но старая — изящная, похожая на венецианскую, которую 17 лет назад придумал художник Олег Шейнцис — тоже никуда не исчезла. Именно такую получат лауреаты уже XVIII «Золотой маски» 16 апреля будущего года в Большом театре. Но с афиш фестиваля на зрителей теперь смотрит вот этот незнакомец. Президент фестиваля, Народный артист РСФСР Георгий Тараторкин так объяснил нововведение: «Там человек. В театр-то мы идем для того, чтобы встретиться с чьей-то судьбой, а через эту судьбу решиться на встречу с самим собой, на которую подчас мы довольно редко решаемся».
Эксперты премии «Золотая маска» отсмотрели за прошедший сезон 563 спектакля. Как выяснилось, не все из них были высокого качества. Болевые точки – мюзикл и оперетта. В номинации, объединяющей эти жанры, в этом году представлено всего три постановки. В балете – он, наоборот, переживает подъем — бал правит модерн. Председатель Экспертного совета фестиваля «Золотая маска-2012» в категории «Музыкальный театр» Екатерина Бирюкова отметила: «Очевидная тенденция состоит в том, что все театры начали заниматься более современным репертуаром, осваивать классику XX века. Таких традиционных названий, как «Спящая красавица», «Корсар», «Лебединое озеро» в списке номинантов нет.
В драматическом театре обратная тенденция: классика в афишах и в фаворитах у зрителей. Председатель Экспертного совета фестиваля в категории «Драматический театр и театр кукол Дина Годер рассказала: «Спектакли большой формы – это главное, чем живет театр, что ему приносит деньги. Этот наш театр в своих лучших проявлениях повернут лицом назад — он практически не ставит современных пьес, не говорит на актуальные темы».
Впрочем, в лидерах по числу номинаций на «Золотую маску» в этом году все-таки постановки со сцен больших и известных – «Мертвые души» Мариинского театра, «Богема» Михайловского, «Утраченные иллюзии» Большого. Среди драматических спектаклей чаще других претендентов на заветные «маски» упоминается «Враги: история любви» московского «Современника». Треть номинантов на «Маску-2012» — спектакли из регионов России: есть постановки из Челябинска, Омска, Екатеринбурга, Астрахани.
Уже в ноябре начнутся показы в Москве, к работе приступит жюри, которое в категории «Драматический театр» возглавит художественный руководитель Вахтанговской труппы Римас Туминас. Музыкальные спектакли оценивать будут во главе с ректором ГИТИСа Кариной Мелик-Пашаевой. Сам конкурс интересен, прежде всего, номинантам и критикам, а для остальных «Золотая маска» — просто большой праздник театра.