Поиск

Юбилей самого любимого комедиографа страны Леонида Гайдая

707 0

Юбилей самого любимого комедиографа страны нужно праздновать правильно. Обязательно вспомнить все его фильмы – их немного, всего 18. Пересмотреть, например, в тысячный раз «Иван Васильевич меняет профессию» или «Деловые люди» и погрустить немного о том, что так сейчас уже не снимают. Молодость Леонида Иовича пришлась на годы Великой Отечественной войны. Он служил, был тяжело ранен, награждён медалью «За боевые заслуги» и комиссован. После войны Гайдай поступил во ВГИК на режиссерский факультет, хотя всегда мечтал стать актером и по свидетельствам его друзей и коллег у него прекрасно получались комические роли. Его режиссерская карьера начиналась не очень гладко, даже, несмотря на то, что ему очень благоволили мосфильмовские начальники. По сути, старт его карьеры начинается в 1961 году с двух короткометражек – «Пес Барбос и необычный кросс» и «Самогонщики».

Первое появление на экране знаменитой асоциальной троицы Труса, Балбеса и Бывалого. В дальнейшем это развеселое трио продолжит плохо себя вести в «Операции Ы» (1965 г.) и в «Кавказской пленнице» (1966 г.), а советское кино получит первый опыт съемок сиквела, хотя и слова то такого тогда никто не знал. Золотые годы расцвета эксцентрической комедии Гайдая пришлись на конец 60-х начало 70-х годов. Он снимал хит за хитом.

«Брильянтовая рука» (1968 г.), «12 стульев» (1971 г.), «Иван Васильевич меняет профессию» (1973 г.), «Не может быть!» (1975 г.). Лично для меня, как впрочем, наверное, и для большинства зрителей самым культовым является фильм «Брильянтовая рука». Потрясающий актерский состав, искрометный юмор, гэги, фразочки, ушедшие в народ и зажившие отдельной жизнью: «Сядем усе», «Клиент готов», «Наши люди на такси в булочную не ездят», «У вас ус откле­ился», «Не виноватая я…» и т.п.

Тем смешнее сейчас читать более чем прохладные отзывы тогдашнего худсовета: «Миронову не везёт в кино, он ещё кривляется», «Мордюкова слишком жирно играет, это безумная одержимая пошлость», «Светличная чересчур соблазнительна», «Никулин мог бы играть острее». Но простой зритель просто влюбился в это кино — за 15 месяцев проката фильм посмотрело практически все население СССР. Кстати, в «Брильянтовой руке» Гайдай не только является режиссером, но и появляется в кадре аж в трех сценах: пьяница в подворотне, которого забирает милиция, просто прохожий в массовке в порту и в сцене кошмарного сна Козодоева отрезанная рука Семён Семёныча принадлежит Гайдаю.

Рассказывают, что Гайдай очень любил ходить инкогнито на сеансы своих фильмов в кинотеатры и проверять реакцию зрителей. «Нинок! Представляешь, смеются в тех же местах», — рассказывал он потом жене. Последний его фильм «На Дерибасовской хорошая погода на Брайтон-Бич опять идут дожди» (1992 г.) по свидетельствам критиков и зрителей вышел уже не такой смешной и острый. Времена изменились бесповоротно, народ хотел других комедий. Леонид Иович после съемок этого фильма прожил еще год и умер в ноябре 1993 года. Только после его смерти критики запоздало признали его классиком и неповторимым мастером советской эксцентрической и сатирической комедии.

Комментарии
comments powered by HyperComments