Перейти от информационных войн к информационной дипломатии призвал министр иностранных дел России Сергей Лавров российских и зарубежных журналистов на ежегодной конференции в пресс-центре на Смоленско-Сенной площади. «Реализуя стоящие перед российской дипломатической службой задачи в наступившем году, мы будем продолжать опираться на все виды дипломатии: как классическую, так и парламентскую, общественную, экономическую, и, учитывая роль СМИ в современном мире, вполне уместно говорить и об информационной дипломатии — это уж точно лучше, чем информационные войны», — заявил министр. И судя по планам российского МИДа на этот год, уже в ближайшее время информационным дипломатам представится немало возможностей проявить себя.
«…Россия последовательно продвигала позитивную, объединительную повестку дня международных отношений, с тем чтобы приблизить решение фундаментальных проблем современного мира, — сказал Лавров. Именно такими подходами мы руководствовались в качестве председателя «Группы 20» и такими подходами руководствуемся в этом году, когда к нам перешли функции председателя «Восьмерки», саммит которой пройдет 4-5 июня в Сочи». В качестве приоритета российской дипломатии на 2014 год министр также назвал «закрепление тенденции к согласованию общеприемлемых подходов, обеспечивающих равную и неделимую безопасность всех стран», применительно к ситуации в Евроатлантике.
Впрочем, Лавров предостерег, что, несмотря на достигнутый прогресс на сирийском и иранском направлениях, окончательный успех здесь еще не гарантирован. «Впереди немало опасных развилок, на которых вновь придется делать выбор между долгосрочными стратегическими интересами мирового сообщества и сиюминутными выгодами и конъюнктурными соображениями», — отметил глава внешнеполитического ведомства.
Говоря о планах сотрудничества России и ЕС, министр отверг намеки на кризис в двусторонних отношениях: «Рассуждение о появлении каких-то системных проблем в партнерстве России и ЕС представляется надуманными, разумеется, если руководствоваться принципами равенства и взаимоуважения, — подчеркнул Лавров. Мы убеждены, что эти принципы должны применяться в отношении всех государств, включая, конечно же, и страны, участвующие в так называемой программе «Восточное партнерство». Уважение права самостоятельно определять свою судьбу имеет фундаментальное значение в современном мире и никому не должен навязываться выбор извне, тем более по принципу «или — или».
Российских журналистов, в первую очередь, интересовали «сирийский» и «иранский» вопросы. А коллеги из других государств стремились узнать мнение российского министра на актуальные для их стран и регионов проблемы. На пресс-конференции поднимались темы безопасности в АТР. Журналистов особенно интересовали двусторонние отношения России с Китаем, Японией и КНДР, а также перспективы возобновления переговоров по ядерной программе КНДР. Кроме того затрагивались некоторые аспекты взаимоотношений России с балтийскими странами и перспективы сотрудничества на Балканах.
Корреспонденты также задали вопрос о проблемах борьбы с терроризмом и обеспечением безопасности на Олимпиаде в Сочи. А российские журналисты интересовались отношениями с ЕС и перспективами облегчением визового режима. Отвечая на вопрос о ситуации на Украине, Лавров в частности сказал: «Я очень не хотел бы поддерживать провокационные разговоры насчет раскола Украины, мы делаем все, чтобы помочь этого не допустить, помочь стабилизировать ситуацию. Украина для России — сосед, партнер, друг и брат.
Внутренние проблемы любого государства, в том числе Украины, должны решаться через диалог в конституционно-правовом поле, без вмешательства извне. Я не знаю, кто и за что на нас обижается в Евросоюзе в связи с событиями на Украине, но мы предпочли бы, чтобы наши коллеги не вели себя так бесцеремонно. Без каких-либо приглашений члены некоторых правительств рванули на майдан, принимали участие в антиправительственных выступлениях в стране, с которой они имеют дипломатические отношения. Это просто неприлично. Именно это, кстати, подогревает ситуацию.
Вы, наверняка, видите, что происходит по телевидению, как все начиналось: захват мэрии, захват правительственных зданий. В этих зданиях боевики держались несколько недель. Но представьте, если бы такое произошло в стране Евросоюза. Возможно это? — Этого бы никогда не позволили. Погромы, нападения на милицию, поджоги, коктейли Молотова, взрывные устройства — это жутко, это абсолютное нарушение всех европейских норм поведения. Мы хотим, чтобы Украина была стабильной».