В Венесуэле сегодня состоятся внеочередные президентские выборы, необходимость проведения которых возникла после кончины 5 марта Уго Чавеса. Избирательным правом в стране обладают 19 млн человек. Для них будут открыты 13 тыс избирательных участков, оборудованных электронной системой голосования. В этот раз на высший государственный пост баллотируются семь кандидатов, однако основная борьба развернется между временно исполняющим обязанности президента Николасом Мадуро и лидером оппозиционного Блока демократического единства Энрике Каприлесом. Если сконцентрировать суть предстоящих выборов в одной фразе, то она сводится к тому, что Венесуэле предстоит выбрать между социализмом, который покойный президент Уго Чавес строил на протяжении последних 14 лет, и капитализмом, приверженцем которого является Энрике Каприлес.
Другими словами, на выборах решается судьба боливарианской революции, знамя которой смертельно больной Чавес передал Николасу Мадуро: уезжая в декабре прошлого года на Кубу, где ему предстояла очередная операция, он в прямом телеэфире назвал его своим преемником и призвал венесуэльцев голосовать за него в случае внеочередных выборов. Если Мадуро выиграет, то дело Чавеса будет продолжено, если же большинство голосов получит Каприлес, то начнется принципиально новый период в современной истории Венесуэлы. Борьба за президентское кресло обещает быть в высшей степени напряженной. Энрике Каприлес имеет опыт участия не только в губернаторских, но и в президентских выборах: в октябре прошлого года он «скрестил шпаги» с Уго Чавесом и добился весьма достойного результата, набрав 44 проц голосов.
Этот результат удивил многих, учитывая, что Чавес был безусловным политическим тяжеловесом и за свою долгую карьеру не проиграл ни одних выборов, поэтому противостоять ему было в высшей степени трудно. Чавес набрал тогда более 8 млн голосов, а Каприлес — 6,5 млн, и теперь оппозиционный кандидат уверен, что те, кто поддержал его в 2012 году, снова отдадут свои голоса за его кандидатуру. Вся его предвыборная кампания была направлена на то, чтобы перетянуть в свой лагерь часть сторонников Чавеса, которые по той или иной причине не согласны с кандидатурой Мадуро.
В свою очередь Мадуро во всех выступлениях в ходе избирательной кампании всячески подчеркивал, что Чавес — его духовный отец, поэтому голосовать за него — это то же самое, что голосовать за Чавеса. И, хотя ни у кого в Венесуэле нет сомнений в том, что большая часть традиционного электората Чавеса поддержит Мадуро, все признают, что он лишен харизмы, благодаря которой умерший лидер боливарианской революции завоевывал симпатии миллионов. К тому же Мадуро никогда не участвовал в выборах: его политическая карьера прошла в профсоюзах, а потом в стенах парламента и МИД, которое он долгое время возглавлял.