Детские сады на дому, частные лагеря отдыха, медицинские кабинеты шаговой доступности, дома престарелых, хосписы, дешевые магазины, парикмахерские, салоны красоты и дайвинг-клубы для инвалидов, швейные ателье… Эти и другие виды бизнесов будут развивать в России социальные предприниматели. И государство сегодня делает на них ставку. «Когда мы увидели, что социальный бизнес уже занимает в нашем обществе весомую часть, стало очевидно, что правительство готово поддерживать, софинансировать и субсидировать многие проекты, направленные на социальное благосостояние и качество жизни особо чувствительных групп населения. От дошкольников и подростков до безработных, престарелых или больных граждан», — сказала директор департамента развития малого и среднего предпринимательства и конкуренции минэкономразвития Наталья Ларионова на пресс-конференции в Торгово-промышленной палате. Там широко анонсировали проведение первого в России Международного дня социального бизнеса 28 июня 2013 года. Ежегодно его отмечают 20 стран мира.
Новая дата в российском деловом календаре объединит сторонников молодого, но стремительно развивающегося на стыке коммерческой и некоммерческой деятельности института социального предпринимательства, способного решать самые острые государственные проблемы по борьбе с наркоманией, одиночеством и заброшенностью стариков, бедностью, безработицей, в том числе в сотнях моногородов. В Красноярске, сообщила Ларионова, власти уже доплачивают организаторам частных детских садов, предоставляют помещения на льготных условиях. Поддерживают финансово группы по дополнительному образованию дошкольников. Поразил Ларионову и опыт открытия в одном из российских городов парикмахерской для глухонемых, посетители которой объясняются жестами. «Какой душевный комфорт получают инвалиды в среде, где их понимают», — привела пример Ларионова.
Потенциал такого рода бизнес-услуг огромен. И Россия пока стоит только на первой ступени вхождения в них. Для этого, сообщила представитель минэкономразвития, создана экспертная рабочая группа. К осени 2013 года будут готовы поправки в федеральное законодательство о малом и среднем бизнесе, в котором впервые пропишут понятие «социального предпринимательства», его критерии и приоритетные направления для бюджетного финансирования, стимулы для частных пожертвований и инвестиций.
На вопрос о том, какими будут критерии, президент Национального партнерства участников микрофинансового рынка (НАУМИР), член правления ТПП Михаил Мамута пояснил, что социальные предприятия, как любые коммерческие фирмы, не должны быть убыточными. Но в то же время иметь четко измеряемые цели. «Например, за год снизить уровень безработицы в населенном пункте на один процент. Или создать три детских садика для малообеспеченных семей. Привлечь на работу пять наркозависимых. Открыть магазин по обслуживанию пенсионеров», — привел примеры Мамута. По его словам, в России начнут действовать и фонды социального бизнеса с особым механизмом софинансирования, льготных займов. Большую роль в них сыграют пожертвования и благотворительные взносы.
А Агентство стратегических инициатив этой осенью представит «дорожную карту», в которой будут предусмотрены меры по доступу в «добрый бизнес» широкого круга социальных предпринимателей. Для правительства АСИ сформулирует задание по созданию для них особых условий поддержки, рассказал директор направления «Социальные проекты» агентства Владимир Яблонский. По его словам, объем рынка социальных услуг в России к 2020 году вырастет до 15 триллионов рублей. Сегодня невостребованный спрос на рынке детского отдыха и развлечений составляет 15 миллиардов рублей в год.