Великая Суббота — это время, когда «да молчит всякая плоть», то есть это время внутреннего сосредоточения, когда мы находимся в состоянии духовного ожидания Воскресения Христова. Великая суббота — день пребывания Тела Иисуса Христа во гробе. Как известно, богатый житель Аримафеи Иосиф, тоже ученик Иисуса, спросил у Пилата разрешение снять Тело Спасителя с Креста. Получив согласие, Иосиф Аримафейский взял Тело и, обвив Его плащаницею, положил во гроб. Но, пребывая Телом Своим во гробе, Душою Своею Господь в этот день сошел во ад, где, ожидая спасения, томились души всех умерших, даже души святых, живших до Христа. Почему души праведников до пришествия Христа томились в аду, по-еврейски, в шеоле? Дело в том, что до Христа было множество праведников. Они верили в Бога, исполняли Закон Божий, но не имели жизни вечной, потому что не было Того, Кто бы их спас. Ведь исполнение Закона Божьего само по себе, автоматически, не спасает. И Христос после погребения нисходит во ад — это называется «сошествием во ад» — и выводит души праведников оттуда, из некоего ожидания, в котором они томились.
Православный календарь с Марией Городовой: В Великую Субботу совершается литургия Василия Великого (она служится всего несколько раз в году), во время которой перед плащаницей, вынесенной в центр храма вчера, в Великую пятницу, читаются библейские пророчества. Как известно, задолго до рождения Богочеловека, пророки предсказывали и пришествие Спасителя в наш мир, и то, что Своею Крестной смертью и Своим Воскресением Он искупит нас от власти греха и смерти.
В ходе Божественной Литургии Великой Субботы есть удивительный момент — это переоблачение священников из черных одежд в белые. Это символ того, что «Христос Воскрес из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав». Смысл этого песнопения, исполняемого на Пасху в храмах, следующий: Своим Крестным подвигом и смертью, а затем последовавшим за смертью Воскресением, Господь преобразил человеческое естество и открыл путь воскресения всем людям. А значит, отныне в мире нет места трауру.
Особенным знамением того, что произошло Воскресение Христа и Его победа над смертью, является чудесное возгорание благодатного огня в пещере Гроба Господня в Иерусалиме. Это возгорание огня происходит без усилий человека, а только по молитве, которую читает Иерусалимский Патриарх при огромном стечении верующих. Само событие снисхождения благодатного огня происходит каждый год именно в день Великой Субботы и является одним из зримых свидетельств присутствия Христа в нашем мире. Последние годы благодатный огонь авиарейсом доставляют в Москву, а потом и в другие города России, в эту весну — и в Крым.
У благодатного огня необычные свойства, отличные от свойств любого другого огня. Первое время, от какой бы свечи и лампадки его не зажгли, он не обжигает, верующие им в буквальном смысле умываются, поначалу он даже не опаляет волосы. Вот что писал об этих уникальных качествах благодатного огня некий паломник еще четыре века назад: «Возжегше в одном месте 20 свеч и браду свою теми всеми свещами жег, и ни единаго власа ни скорчило, ни припалило; и погасиша все свещи и потом возжегше у иных людей, те свещи затеплил, тако же и в третий те свещи затепли и я, и то ничем жене тронуша, единаго власа не опалило, ни скорчило…» Верующие стараются сохранить этот огонь в своих лампадках, благоговейно хранят дома свечи, горевшие благодатным огнем.
Все дни Страстной седмицы, параллельно с напряженными богослужениями, идет и подготовка к встрече Христа Воскресшего. Великая суббота — день, когда мы приносим продукты в храм, как принято говорить, «для освящения». На самом деле речь идет о благословение пищи: ни яйца, ни куличи с пасхами, ни буженина с колбасой и вином не становятся освященными, и уж тем более священными. А это означает, что скорлупу от крашеных яиц, шкурки от буженины и хвостики от колбасы можно потом выбрасывать в мусорное ведро.
В отличие от таких действительно освященных предметов, как кусочки просфоры, огарки свечей и ветхие части пришедших в негодность икон. Вот эти освященные предметы принято уничтожать специальным образом: сжигать в церковной печи или закапывать в чистом месте. Тем, кто не успел выстоять длиннющие очереди к столам освящения в Великую субботу, советуем не отчаиваться: после ночной Пасхальной службы освящение крашеных яиц, куличей и прочей снеди продолжится.
«На Страстной, среди предпраздничных хлопот, сугубо постились, говели,.. — читаем у Ивана Бунина в «Жизни Арсеньева». — К вечеру Великой Субботы дом наш светился предельной чистотой, как внутренней, так и внешней, благостной и счастливой, тихо ждущей в своем благообразии великого Христова праздника. И вот праздник наконец наступал, — ночью с субботы на воскресенье в мире свершался некий дивный перелом, Христос побеждал смерть и торжествовал над нею». Ночью в Великую субботу (обычно в полдвенадцатого) начинается праздничное Пасхальное богослужение.