В столичной ГИБДД усилили контроль грузовых автомобилей. Проверка технического состояния большегрузов ведется в усиленном режиме. Сейчас, по словам инспекторов, техническое состояние 6 из 10 проверяемых грузовиков не соответствует нормам. Недавняя авария под Подольском, которая унесла жизни 20 человек, вызвала большой резонанс как среди законодателей, так и в Госавтоинспекции Москвы. Большое количество вопросов возникло к дорожным службам, сотрудникам ДПС, здравоохранителям — волна прошлась чуть ли не по всем ведомствам. Сейчас инспекторы ДПС работают в усиленном режиме, проверяя техническое состояние грузовых автомобилей. Как происходит проверка? Сотрудник ДПС останавливает грузовой автомобиль.
В первую очередь он смотрит документы водителя и страховку. Далее сверяются идентификационные номера, и автомобиль проверяется по базе данных ГИБДД. Если нет подозрений, что грузовик находится в угоне, то далее инспектор осматривает техническое состояние транспортного средства. В исправности должны быть все световые приборы: ближний и дальний свет, поворотные огни, стоп-сигнал и даже лампы подсветки номерного знака. Покрышки грузовика не должны быть сильно стерты, не должно быть надрывов резины. Должны работать стеклоомыватели и стеклоочистители. Далее производятся замеры на дымность. Для этой процедуры используется специальный прибор — дымометр.
Инспектор Станислав Кузнецов при нас останавливает грузовик «КАМАЗ». Документы у водителя в порядке, в базе угнанных автомобилей он тоже не числится, но при дальнейшем осмотре выясняется, что на одном колесе образовался надрыв покрышки. Казалось бы, не слишком серьезное нарушение, но на мокром асфальте грузовик может занести, его управляемость ухудшается, а значит, возрастает и риск ДТП. Штраф за такое нарушение сейчас всего 100 рублей. Инспектор тут же оформляет протокол.
Достав из багажника полицейского автомобиля дымометр, инспектор даже напугал корреспондентов. Прибор похож на огромную кочергу, к которой подсоединен провод. Им можно было бы пользоваться как алебардой на рыцарском турнире. Один конец дымометра он вставляет в отверстие выхлопной трубы, нажимается педаль газа и на экране прибора показывается концентрация вредных выхлопов. Замеры производятся 8 раз и затем высчитывается средний показатель. У этого «КАМАЗа» он в норме.
У следующего остановленного грузовика не работает одна из ламп подсветки номерного знака. Тоже, вроде бы, легкое нарушение. Однако в ночное время ни водители, ни сотрудники ГИБДД не смогут распознать номер транспортного средства, и уже нельзя будет установить его владельца. И штраф опять всего 100 рублей. У водителя, правда, оказалась с собой запасная лампа, и он устранил нарушение на месте. Поэтому штраф оформляться не будет. «Штрафы за такие нарушения очень малы, — поясняет ситуацию майор полиции Сергей Оголенков, — далеко не все водители добросовестно следят за техническим состоянием грузовиков. Для компании владельца это вообще не деньги. На самом деле, легких, как это часто говорят, нарушений просто не бывает. На дороге любая мелочь может привести к серьезной аварии».
Инспекторы ГИБДД активно борются и с так называемыми грузовиками-конструкторами. Эти автомобили обычно производятся или проходят «доработку» в подпольных мастерских, где на них устанавливаются дополнительные посадочные места, изменяются технические характеристики, ставится газовое оборудование. Их называют машины-убийцы, поскольку никто не знает, когда та или иная деталь выйдет из строя. Определить «конструктор» на дороге визуально практически невозможно. По словам инспекторов, проверок технического состояния грузового автотранспорта стало меньше после того, как ТО стал прерогативой страховых компаний. Раньше можно было отправить грузовик в пункт срочного досмотра, если у сотрудника ГИБДД возникли сомнения относительно его эксплуатационных характеристик.
Теперь наличие страховки означает и пройденный ТО. Кроме того, сравнительно небольшое количество постов ДПС оборудованы пунктами весового контроля. То есть, если грузовик перегружен, то установить это невозможно, даже если он кренится набок. А значит, нельзя и оштрафовать водителя, который превысил максимальный перевозимый вес. А это серьезное нарушение — за него предусмотрено изъятие автомобиля и штраф в 5000 тысяч рублей. До сих пор контроль грузового автотранспортом не был систематичным, и у его владельцев была возможность уходить от ответственности. После роста ДТП с участием грузовиков ситуация стала резко меняться, и проверки участились. Хочется надеяться, что эти меры помогут сократить число нарушителей, и трагедий, подобных той, что произошла под Подольском, станет меньше.