Федеральная антимонопольная служба России (ФАС) согласовала покупку компанией Microsoft Interational Holdings B.V. российского представительства Nokia — 100% долей ООО «Нокиа», говорится в решении ФАС. Nokia объявила о продаже Microsoft всех активов, связанных с разработкой и производством мобильных устройств, включая производственные мощности, в начале сентября 2013 года. У финской компании останутся три направления — NSN (производство телекоммуникационного оборудования), HERE (создание карт местности и геолокационных сервисов) и Advanced Technologies (разработка новых технологий с последующим лицензированием).
Что входит в сделку: Сделку, которая должна закрыться в первом квартале 2014 года, должны одобрить акционеры Nokia и регуляторы, ее сумма составит €5,44 млрд, из которых €3,79 млрд Microsoft заплатит непосредственно за сам бизнес, а оставшиеся €1,65 млрд приходятся на патентное соглашение. Как говорилось в совместном пресс-релизе компаний, за счет этой сделки «Microsoft стремится увеличить рост своей доли на рынке мобильных устройств, а также собирается ускорить инновации и добиться большего взаимодействия за счет единого брендинга и маркетинга».
В частности, Microsoft получит бренд Lumia. Смартфоны Lumia завоевали многочисленные награды и выросли в продажах в последнее время, достигнув объема продаж во втором квартале 2013 года 7,4 млн единиц, было написано в релизе Microsoft. В Microsoft должны перейти несколько топ-менеджеров Nokia, включая нынешнего исполнительного директора Nokia Стивена Элопа.
Причины финансовых сложностей Nokia: В последние годы Nokia испытывает финансовые сложности из-за роста конкуренции на рынке мобильных устройств. Выручка компании во втором квартале 2013 года снизилась на 24% по отношению к аналогичному периоду 2012 года, до €5,7 млрд, чистый убыток составил €278 млн. Причиной падения являются главным образом слабые финансовые показатели продаваемого Microsoft подразделения Devices & Services: его квартальная выручка снизилась за год на 32,3%, до €2,7 млрд.
Как сделка отразится на российских ритейлерах: «На работе с розничными сетями покупка Microsoft бизнеса Nokia вряд ли отразится, — считает президент «Евросети» Александр Малис. — С точки зрения запуска совместного бренда предсказать что-то сложно, так как надо посмотреть, что они придумают. Nokia обладает достаточно сильным брендом, и им надо быть осторожными при его изменении». Microsoft невыгодно менять условия соглашений с ритейлерами: скорее всего, американская корпорация просто перезаключит договоры с ритейлерами на другое юридическое лицо, соглашается ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин.