Таким первого и последнего президента СССР не видел никто. Он только что (в прямом эфире) покинул капитанский мостик корабля по имени Советский Союз, а сам корабль разнесло в куски. «Еще не закончил я речь, Борис дал команду снимать флаг и поднимать российский флаг», — вспоминает Михаил Горбачев, в 1985 — 1991 гг. — генеральный секретарь ЦК КПСС, в 1990 — 1991 гг. — президент СССР. Горбачев руководил одной из самых могущественных держав в истории человечества. И такой власти, как у него, не было ни у кого из современников. Сейчас он подавлен. Страны, которую боялись и уважали, вдруг не стало.
«Когда по телевидению показывали, как спускался красный флаг над Кремлем, вы знаете, у меня слезы навернулись на глаза. Перестала существовать великая страна», — вспоминает Ли Фэнлинь, в 1985 — 1988 гг. — полномочный министр КНР в СССР. «Никто не поднялся, никто на площадь не вышел, чтобы защитить Советский Союз», — рассказывает Анатолий Черняев, в 1991 г. — помощник президента СССР, член КПСС с 1942 г. «Это была своего рода эвтаназия Советского Союза. Нам казалось, что это безболезненная смерть и что впереди будет всё отлично. Все строили демократию и казалось, что государство для этого не обязательно», — объясняет журналист Дмитрий Киселев.
Уже выросло поколение молодых людей, для которых СССР — лишь глава в учебнике истории. А ГУЛАГ, Афганистан, Чернобыль, Великая Победа, БАМ и Гагарин — сродни Куликовской битве или опричнине. «Держава, мощнейшая держава, которая была создана в двадцатом столетии», — говорил 5 августа 2010 г. Виктор Черномырдин, в 1993 — 1998 гг. — председатель правительства РФ, член КПСС с 1961 г. «Это была страна, одна шестая часть земной поверхности», — рассказывает Карен Брутенц, в 1986 — 1990 гг. — заместитель заведующего отделом ЦК КПСС, член КПСС с 1945 г.
Автор фильма о крушении страны — журналист-международник Дмитрий Киселев. Он — непосредственный очевидец того, как СССР расползался по швам. На глазах Дмитрия Киселева немец Матиас Руст отправляет в нокаут противовоздушную оборону великой страны — сажает самолет прямо на Красной площади. «Через четыре минуты я уже на Красной площади. Видел, как женщины доставали хлеб и кормили пилота», — рассказывает Дмитрий Киселев.Великая страна, победившая фашизм, становится посмешищем всего мира. Рональд Рейган до конца жизни рассказывал анекдоты, как в Советском Союзе покупали машины.
«Один человек внес деньги, оформил все бумаги и продавец говорит: «Приходите за своей машиной через десять лет». А покупатель спрашивает: «Утром или после обеда?» Продавец ему: «Целых десять лет ждать, какая разница: с утра или после обеда?» А он отвечает: «Понимаете, утром придет водопроводчик», — говорил Рональд Рейган, в 1981-1989 гг. — президент США.
Кажется, что держава, про которую президент вражеской страны рассказывает такие анекдоты, уже проиграла холодную войну и не имеет будущего. Но у Советского Союза есть ядерные ракеты. И по ним расклад сил не в пользу Америки. Рейган одновременно и смеется, и боится СССР.
«Если даже нам удастся нанести ответный удар с уцелевших подводных лодок, то все равно Советский Союз сможет уничтожить наши промышленные центры. По данным разведки, соотношение сил в такой войне будет десять к одному в пользу СССР», — говорил Рональд Рейган. Советскому Союзу навязана разрушительная гонка вооружений. Неслыханно: страна, стоящая в очередях за продуктами, тратит на оборону, по разным данным, треть бюджета, а то и больше половины. «Рейган в 80-е годы говорил: «Мы вооружим Советы до смерти». В конечном счете, это удалось», — вспоминает Лотар Де Мезьер, в 1990 г. — председатель совета министров ГДР.
Мясо и пшеницу приходилось покупать за границей. Расплачивались золотом. На Запад шли нефть и газ. Это был основной источник дохода. Рейган перекрывает этот источник. ЦРУ договаривается с арабскими странами о радикальном снижении цен на нефть.
«Это была строго секретная операция. Каждый доллар снижения цены на баррель нефти обходился Москве примерно: от пятисот миллионов до одного миллиарда долларов. Это была попытка отбросить в прошлое, сокрушить непобедимого мирового игрока под названием Советский Союз», — рассказывает Роджер Робинсон, в 1982-1985 гг. — директор по международным экономическим делам в Совете по национальной безопасности США. А потом Штаты добились отмены строительства второй ветки советского газопровода в Европу. Страна, напоминавшая своих дряхлеющих генсеков, которые не могут жить уже без кислородного аппарата, стала задыхаться.
«После смертей Брежнева, Андропова, Черненко Рейган говорил: «Я пытаюсь встретиться с ними, а они продолжают умирать», — вспоминает Патрик Бьюкенен, в 1985 — 1987 гг. — руководитель отдела по связям с общественностью в администрации президента США.
«Расчленение Советского Союза — это был, конечно же, западный проект. Я не хочу сказать, что это всё сделали их руками. Мы, конечно же, сами хороши и мы сами не удержали свою страну», — полагает Дмитрий Киселев. Весь мир возлагал надежды на молодого Горбачева. Он так выгодно отличался от своих предшественников. «Горбачев в Вашингтоне был словно рок-звезда. Его приветствовали толпы людей. Он выходил из машины, словно американский политик. Он пожимал людям руки. Это было незабываемое зрелище», — вспоминает Джордж Шульц, в 1982 – 1989 – госсекретарь США.
Над историческим сериалом работали 200 человек целых два года по всему миру. Отсмотрели километры архивной хроники, какими были советские люди, выросшие за железным занавесом. «Я помню, один раз я была на самолете, я летела в Алма-Ату, и молодая девушка, которая подавала напитки, сказала, что я очень худая. Я говорю: «вы знаете, в моей семье все такие». Она спросила: «это потому, что вы голодаете во Франции?» Я была в ужасе, так как поняла, что девушка думала, что меня не кормят нормально», — вспоминает постоянный секретарь Французской академии Элен Каррер Д\’Анкос.
В фильме — редкие свидетельства государственных деятелей мировых держав о последних секундах Советского Союза. «24 декабря я пытался связаться с Горбачевым по телефону, но это было невозможно», — рассказывает Ганс-Дитрих Геншер, в 1974 – 1992 – министр иностранных дел ФРГ. Успели записать тех, кто делал нашу историю, и кто уже сам стал частью ее, вновь и вновь задаваясь вопросом: «Почему развалился Советский Союз?».
«Что это было — естественная смерть, убийство гибель, теория заговора? Я считаю, что это было доведение до самоубийства», — рассказывает Саида Медведева, генеральный продюсер документального фильма «СССР. Крушение». Продюсер Саида Медведева — создатель нашумевших документальных фильмов «Великая тайна воды», «Плесень» и «Гибель Византии». Теперь проект о крушении современной империи. Нашей общей Родины.
«Это какая-то жизнь человеческая, которая ушла, утерянная какая-то боль. А потом натыкаешься на какой-то кусок и думаешь: «Боже, какое счастье, что этого нет. Очереди — ужасно, но очереди — не самое плохое. Самое плохое — это страх. Страх, что ты что-то не то скажешь. Я в школу шла, мне бабушка говорила: «Смотри, вот этого в школе не скажи, да вот этого нельзя», — говорит Саида Медведева.
Это была уникальная страна. О ее распаде можно говорить без сожаления и одновременно нельзя не сожалеть об этом. Наверное, только в жестких советских тисках мог появиться такой кинематограф и такая литература. Архитектура, искусство — целый пласт мировой культуры, который невозможно выбросить на свалку истории вместе с государственным флагом.
«Борьба с идеологией обернулась распадом страны, которую героическими усилиями образовали великие предшествовавшие нам поколения. Целились в систему, в режим, а попали в историческую Россию», — считает Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл. Это фильм о стране, ставшей символом человеческой крепости, а в итоге погибшей от человеческой слабости.