Поиск

Настоящая паника начнется, когда разразится банковский кризис

550 0

Настоящая паника начнется, когда разразится банковский кризисДолговой кризис в Европе – лишь прелюдия. Настоящая паника начнется, когда разразится банковский кризис, уверяют эксперты. А ждать его осталось недолго. И как бы ни был плох 2011 г. для европейских банков, сейчас почти со 100%-й вероятностью можно утверждать лишь одно: он был лучше, чем будет год нынешний. Маховик закручивался медленно. Сначала то здесь, то там слышалась критика банковской системы Европы. Особенно много заявлений на эту тему последовало от представителей Великобритании и США. Затем, в начале марта, новый финансовый регулятор Старого Света, Европейское банковское управление, ужесточает условия проведения стресс-тестов. Впрочем, все эти новости и заявления остаются без должного внимания. Еще бы, на переднем плане — Греция. Проблемы банков пока в тени.

По сути под пристальное внимание общественности банки попали лишь в июне, незадолго до публикации результатов стресс-тестов. Сначала ожидали, что каждый шестой банк Старого Света может не дополучить «медицинское свидетельство» о финансовом здоровье. Правда, ожиданиям так и не суждено было оправдаться. Полностью провалили тесты 8 банков, еще 16 прошли их с трудом. Россия особенно переживала за участь австрийского Volksbanken, о приобретении которого незадолго до объявления результатов тестирования заявил Сбербанк.

Европейское управление по банковскому надзору предписало непрошедшим проверку привлечь 2,5 млрд евро дополнительного капитала. Впрочем, июльские стресс-тесты оказались лишь прелюдией к декабрьским, когда уже 31 фининститут из 91 не выдержал испытания. Примечательно, что вместе с колоссальным увеличением количества «двоечников» существенно расширилась и их географическая принадлежность. По мнению экономиста Daiwa Capital Markets Тобиаса Блаттнера: «Сейчас главное — найти средства для рекапитализации европейских банков, а проведение стресс-тестов далеко от выполнения подобной задачи».

Тем не менее, первой и, пожалуй, единственной за весь 2011 г. реальной жертвой долгового кризиса можно считать франко-бельгийский банк Dexia. Европейский банк был погублен безнадежной задолженностью крупных заемщиков, в том числе и государственных, которая имелась на его счетах. Так, около 21 млрд евро составлял долг европейских стран, из которых 3,5 млрд евро приходилось на греческие гособлигации. Правда, европейские власти не бросили на произвол судьбы крупную финансовую корпорацию.

По предварительным данным, национализация Dexia обойдется Бельгии в 4 млрд евро. Кроме того, Франция, Бельгия и Люксембург согласились предоставить банку временные гарантии на 45 млрд евро до 31 мая будущего года. «Банк очень сильно пострадал от кризиса. Мы ежедневно следим за ситуацией. Но основная проблема ЕС – это Греция. Если мы решим эту проблему, не будет проблем и у банков», — считает министр финансов Бельгии Дидье Рейндерс.

Следом за пониманием того, что долговой кризис обернется банковским, пришел страх. Банки перестают кредитовать друг друга, инвесторы требуют большей премии за риск. Ситуация осложнилась и тем, что в мае европейские власти в одностороннем порядке заявляют о добровольном принятии банками потерь по греческим облигациями.

Рейтинговое агентство Moody’s констатирует: убытки европейских банков в случае дефолта Греции могут составить до 35 млрд евро. Новый глава ЕЦБ Марио Драги с тревогой отмечает: «Правительства европейских стран должны восстановить доверие на финансовых рынках. Нам необходимо новое бюджетное регулирование!»

Рейтинговые агентства, которые весь год атаковали долговые страны ЕС, летом добавили в свою копилку и европейские банки. Особенно обострилась ситуация под конец года. В ноябре и декабре не было недели, чтобы S&P, Fitch или Moody’s не объявляли о снижении рейтинга или о его возможном пересмотре в сторону снижения. Под раздачу попали не только банки Франции, Италии, Испании, но и, казалось бы, вполне стабильных Нидерландов, Дании, Швеции. Да и если раньше под снижение попадали 5, максимум 7 фининститутов, то под конец 2011 г. возможность пересмотра нередко угрожала 40, а то и 90 банкам.

Спасали европейские финансовые организации всем миром. Практически ни одно заседание министров финансов еврозоны не оставалось равнодушным к проблемам банковского сектора еврозоны. «Мы в Европейском союзе должны изменить свои взгляды и помочь банкам изменить структуру своего капитала. Это будут разумные инвестиции. Мы не должны колебаться», — призывала федеральный канцлер Германии Ангела Меркель. Но все-таки основной палочкой-выручалочкой для банков Старого Света оставался ЕЦБ. Снижение процентной ставки, безлимитные аукционы, уменьшение коэффициента резервирования… А под конец года Центробанк Европы и вовсе де-факто объявил о том, что денег будет столько, сколько потребуется.

21 декабря на аукционе по предоставлению ликвидности банкам сроком на 3 года ЕЦБ удовлетворил заявки 523 банков на общую сумму в размере почти полтриллиона евро. По масштабу операцию можно считать абсолютным аналогом второму этапу количественного смягчения ФРС США, завершенному в первой половине 2011 г.

Кстати, 2011 г. для самого ЕЦБ ознаменуется еще одним очень важным событием. Жан-Клод Трише передал полномочия итальянцу Марио Драги в самый тяжелый за все существование евро момент. «ЕЦБ сейчас испытывает серьезное давление, его вынуждают активнее покупать облигации проблемных стран еврозоны. И Марио Драги в этой ситуации предстоит сделать выбор между преемственностью старого курса ЕЦБ и необходимостью принимать непредвиденные, экстренные решения», — уверен знаменитый экономист, профессор Гарвардского университета Кеннет Рогофф.

В 2012 г. банкам во всем мире предстоит найти почти 355 млрд евро, чтобы увеличить долю собственного капитала в рамках новых правил «Базель III». Больше других недостачу капитала ощутят на себе, конечно же, европейские банки. По оценкам Boston Consulting Group, им не хватает 221 млрд евро. И это при том, что с начала финансового кризиса они уже нарастили капитал почти на 75 млрд евро.

Комментарии
comments powered by HyperComments