Поиск

Лучший способ борьбы с кризисом еврозоны — выход из нее самой сильной страны Германии

538 0

Лучший способ борьбы с кризисом еврозоны - выход из нее самой сильной страны ГерманииГермания должна первой покинуть еврозону. Тогда оставшиеся члены смогут получить все выгоды от неизбежной девальвации евро. Немцы заплатят за спасение ЕС много, но не бесконечно, а только один раз. Германия, похоже, устала оплачивать долги других стран. Недавние опросы выявили, что больше половины населения уверены, что без евро немцам будет только лучше. Эти настроения грозят еврозоне вполне реальной перспективой распада на две части: марки будут использовать Финляндия и Германия, а евро останется остальным странам. Это станет самым радикальным решением долгового кризиса, правда, опять же за счет немецких налогоплательщиков, которые и оплатят весь этот бракоразводный процесс.

Данные опроса об отношении немцев к еврозоне, анализируют авторы блога Naked Capitalism. 51% опрошенных заявили, что Германии будет лучше, если она покинет еврозону. А лишь 29% респондентов уверены, что это поменяет их жизнь к худшему. 71% опрошенных уверены, что Греция должна быть исключена из еврозоны, если она не выполняет требования кредиторов. Большинство опрошенных при этом вряд ли осознают, что исключение Греции из еврозоны может спровоцировать развал валютного союза, ведь оно обострит проблемы в Испании и Италии, делают выводы авторы блога.

Лишь треть немцев уверена, что канцлер Ангела Меркель проводит верную политику по разрешению еврокризиса. Поддержка Меркель снижается, и ей будет сложно выиграть выборы и занять пост канцлера в третий раз в 2013 году. Хотя, согласно опросам, проведенных в середине июля, Меркель все еще поддерживали 63% немцев.

Две европейские валюты — евро и марки

Майлс Кимбол, профессор экономики из Университета Мичигана описал, что будет, если правительство Германии послушается своих граждан и откажется от евро. В этом случае в бывшей еврозоне будет две валюты — евро для слабых европейских стран и марки для Германии и ее союзников, например, Финляндии, если они решат примкнуть к ней. С политической точки зрения, такой исход будет более предпочтительным, чем отказ от евро слабых европейских стран. Все расходы возьмет на себя Германия, а все остальные смогут избежать суровых экономических последствий. Европейский ЦБ будет и дальше управлять обеими валютами. В управляющем совете банка часть представителей будут отвечать за северные страны, а часть — за южные. Это снизит негативный дипломатический эффект от отказа от евро.

Наиболее эффективным для Германии будет быстрый возврат к марке: за одну ночь каждый евро на счету в банках или их эквивалентах в Германии и, возможно, в Финляндии будет конвертирован в 0,667 марок. Работникам дадут гарантии, что их трудовые контракты будут переведены в марки по правительственному курсу. Им это будет более выгодно, чем получать зарплату в евро.

Накопления немцев будут выглядеть меньше на фоне возросшей стоимости жизни. Правительству, скорее всего, придется компенсировать им потери, сделав трансферты на их банковские счета. Правда, пока не ясно, может ли немецкое правительство позволить себе такие выплаты. На юге Европы, который останется с евро, произойдет мягкая девальвация, что поможет странам сократить их долг. Контракты, номинированные в евро, останутся в евро, но это уже будет другая — более дешевая — валюта. Конечно, проиграют кредиторы. Так в Еврозоне произойдет своего рода сделка: Германия откупится от остальной Европы огромным трансфертом, но ей не нужно будет тратиться на спасение евро.

Самое радикальное решение кризиса

Еще в конце июня Кенетт Гриффин из инвестиционной компании Citadel и Анил Кашьяп, профессор экономики и финансов из Университета Чикаго, призывали Германию отказаться от евро, если она действительно хочет побороть европейский кризис. Девальвация евро приведет к росту конкурентоспособности всех европейских стран, включая Францию и Нидерланды. Вызванный этим рост производства приведет к тому, что уровень безработицы для Испании, Португалии, Греции и других странах начнет снижаться. Эти страны получат передышку, чтобы реструктуризировать свои экономики, реформировать рынок труда, вернуть доверие инвесторов и начать собирать больше налогов. Так с европейским кризисом будет постепенно покончено.

Остается вопрос, какая выгода от этого будет самой Германии?

Германия получила наибольшую выгоду от введени евро, напоминают авторы блога Naked Capitalism, что выражается в огромном торговом профиците страны. Но любви и благодарности к единой валюте у немцев никогда не было. Всю выгоду забрали себе корпорации. Они снизили реальные зарплаты, объясняя это тем, что Германия вступила в еврозону с переоцененным курсом валюты и ей необходимо реформировать рынок труда. Рост конкурентоспособности Германии, таким образом, связан не с ростом производительности труда, а с ухудшением условий труда.

Эффект от одностороннего выхода страны из евро не подсчитан. Зато ясно, что будет, если еврозона развалится помимо воли Германии. В банке ING подсчитали, что ВВП Германии в этом случае сократится на 9,2%, а безработица вырастет до 9,3%. И чтобы ни случилось с Европой, немцы в итоге все равно станут беднее.

Комментарии
comments powered by HyperComments