Закладка на Украине российско-украинского завода по производству ядерного топлива демонстрирует готовность России делиться ядерными технологиями и прибылью с партнерами в Восточной Европы и создавать там дополнительные рабочие места. Такую точку зрения в беседе высказал заведующий сектором экономического департамента Фонда «Институт энергетики и финансов» Сергей Кондратьев. 4 октября в поселке Смолино Кировоградской области на Украине состоялась церемония начала строительства завода по производству ядерного топлива. Это российско-украинский проект, в котором 50 проц плюс 1 акция принадлежит Украине (ГК «Ядерное топливо»), а 50 проц минус 1 акция – России (Топливной компании ТВЭЛ).
Премьер-министр Украины Николай Азаров назвал строительство завода «самым крупным высокотехнологичным проектом за все годы независимости страны», направленным на обеспечение энергетической независимости Украины. «Очень важно, что это один из первых больших и значимых проектов по сотрудничеству на постсоветском пространстве, причем не только в атомной отрасли, но и вообще в промышленной сфере», — отметил Кондратьев. По его словам, в атомной отрасли этот проект можно сравнить разве что с российско-казахским сотрудничеством по добыче урана.
Эксперт назвал российско-украинский проект важным прецедентом. «С одной стороны, Россия показывает, что готова делиться современными технологиями с партнерами. С другой стороны, украинская сторона в гораздо большей степени, чем ранее, будет заинтересована в поставках топлива с этого завода, соответственно и в загрузке этих мощностей», — сказал он.
Кондратьев пока воздержался от прогноза, насколько сильным будет влияние на цены для европейских заказчиков. «Конечно, завод ориентирован не только на Украину. Это значит, что благоприятные условия можно ожидать и для восточноевропейских стран, которые являются традиционными рынками сбыта для Росатома», — предполагает он. Эксперт напомнил, что в большинстве этих стран не очень удачный опыт работы с топливом других производителей. «Опыт сотрудничества с «Вестингаузом» показал, что они вынуждены возвращаться к российским технологиям», — прокомментировал он.
«Строительство такого завода подтверждает, что не все концентрируется на территории России в рамках одной суперкорпорации. Развеивается бытующий в Восточной Европе страх о сосредоточении такого производства в России, что некоторые считают очередным энергетическим оружием с нашей стороны», — пояснил он. По словам Кондратьева, «Росатом» «демонстрирует способность делиться такими технологиями не только с Украиной, но и с Чехией и некоторыми прибалтийскими странами, не замыкает все производственные связи на себе, а может делиться и технологиями, и частью прибыли, и занятостью населения с другими странами».
При этом «Росатому» такое сотрудничество тоже выгодно. В обмен он получает серьезные позиции для этого альянса и повышает степень доверия к себе на мировом рынке, считает эксперт. «Чтобы выполнить довольно амбициозные планы инновационного развития, Росатому необходимо очень серьезно наращивать присутствие на мировом рынке. И данный проект – это грамотный шаг в этом направлении» — добавил Кондратьев. Он обратил внимание и на такой важный момент, как «стандарты качества и безопасности «Росатома» будут распространяться на производимое топливо, независимо от того, кому принадлежит завод».
Таким образом, считает он, можно снизить риски, которые наблюдались во время работы украинских станций с американскими сборками. «Ведь «Вестингауз» не готов, да и по факту не может делиться своими технологиями с украинскими компаниями. Речи о создании СП тоже не идет», — напомнил Кондратьев. Кроме того, сказал он, в Восточной Европе признали, что по стоимости проекты с топливными сборками из Америки были не очень удачными и менее выгодными, чем с «Росатомом».
Кондратьев прогнозирует, что новый завод на Украине «будет экономически выгодным, так как это конкурентоспособные технологии и по безопасности, и по цене». «Это сегодня тем более важно, что атомная отрасль стремится быть не только безопасной, но и как можно более эффективной. Ведь в отличие от возобновляемых источников энергии атомная энергетика не получает таких субсидий», — заметил эксперт.