Интернет полон слухами: после перехода на социальные нормы основная масса электричества дико подорожает и сидеть придется при лучинах. Сколько же на самом деле будет стоить электроэнергия, какими будут лимиты на свет и что думают по поводу реформы эксперты? В квитанциях двоится Суть инициативы, напомним, в том, что за электроэнергию жители пилотных территорий будут платить по двум тарифам: низкому и высокому. Киловатты в пределах нормы будут стоить дешевле. Те, что сверх нее, — дороже. При этом разница должна быть не больше 30%. Норма будет зависеть от типа населенного пункта — городской или сельский, от того, есть ли в доме электроплиты, и от количества человек в квартире.
Одинокие пенсионеры в первый год реформы смогут оплачивать всю электроэнергию по «социальному» тарифу. Потом для них, как и для проживающих в ветхих и аварийных домах, «лимит» будут определять с учетом коэффициента. С помощью эксперимента власти надеются научить население экономить ресурсы и, главное, снизить объемы перекрестного субсидирования, при котором тарифная нагрузка переносится с граждан на промышленные предприятия. «Мы добиваемся, чтоб хотя бы часть потребляемой населением электроэнергии оплачивалась по тарифам, близким к экономически обоснованным», — отметил представитель департамента развития электроэнергетики минэнерго Андрей Максимов.
«За» и «против»
Эксперты, однако, расходятся во мнении по поводу полезности реформы. Директор Фонда энергетического развития Андрей Листовский согласен, что объем «перекрестки» в 220-250 млрд рублей в год серьезно давит на промышленность. Потому переход на соцнормы считает позитивом. «Деньги, которые граждане будут платить за перерасход энергии, позволит промышленным предприятиям освободить ресурсы для модернизации производства. В результате они смогут выпускать более дешевую продукцию», — отметил Листовский.
К сожалению, в минэнерго нет расчетов, в какие сроки и на сколько после введения соцнорм удастся снизить объемы перекрестного субсидирования. По словам Андрея Максимова, в конечном итоге многое будет зависеть от регионального руководства: захочет оно больше поддержать население или промышленность. «Можно ожидать, что где-то «перекрестку» удастся ликвидировать в сравнительно короткие сроки, а где-то процесс затянется», — резюмировал он. Заведующий лабораторией прогнозирования ТЭК Института народнохозяйственного прогнозирования РАН Валерий Семикашев, напротив, уверен, что введение соцнорм проблему не решит. Он пояснил, что доля населения в потреблении электроэнергии невелика — всего 10%.
Руководитель департамента исследований ТЭК Института проблем естественных монополий Александр Григорьев вообще считает, что деньги нужно искать не в карманах граждан. «В электроэнергетике на всех уровнях есть резервы по повышению собственной эффективности, — говорит он. — Когда же говорят, что нужно устанавливать экономически обоснованные тарифы для потребителей, всегда возникает желание посмотреть на сам процесс обоснования. Как экономист могу сказать, что обосновать можно что угодно. Особенно если эта процедура не отличается прозрачностью».
В Забайкалье лимиты на свет появились еще в 2005 году. Местные власти решились на эксперимент не столько ради ликвидации перекрестного субсидирования, сколько для того, чтобы научить население экономии и заодно защитить тех, для кого растущие тарифы оказались слишком разорительными. До 2010 года норма составляла 54 кВт ч на человека в месяц, сейчас — 65. Горожане за свет в пределах нормы платят 2,28 руб. и 3,78 руб. за то, что тратят сверх лимита. Селяне — 1,59 и 2,64 рубля соответственно. По данным РСТ, 70% населения укладываются в соцнормы и платят за свет по низкому тарифу. Так что эксперимент по энергосбережению местные власти считают удавшимся.
В Нижегородской области соцнорму ввели в 2004 году в размере 40 кВт ч на человека в месяц. Спустя два года увеличили до 50 кВт ч и с тех пор не пересматривали. Тарифы установлены на уровне 2,72 руб. за кВт ч за «дешевую» электроэнергию и 4,84 руб. — за «дорогую». Сергей Протасов, руководитель областной службы по тарифам, говорит, что с введением соцнормы нагрузка на прочих потребителей, в первую очередь промышленные предприятия, при оплате за электроэнергию снизилась больше чем на 15%.
В Орловской области эксперимент с соцнормами стартовал в 2010 году. Лимит на дешевую электроэнергию установили в 200 кВт ч в месяц на одного человека. С тех пор он не менялся. Тариф в пределах нормы для горожан, проживающих в домах с газовыми плитами, составляет 3 руб. за кВт ч. Владельцы квартир и домов с электроплитами, а также сельские жители платят 2,1 руб. Свет сверх соцнормы обходится в 5,2 руб. за кВт ч. По словам начальника областного управления по тарифам Елены Жуковой, в регионе немного потребителей, которые не укладываются в соцнорму, и у большинства жителей расходы на ЖКУ не превышают 15% от семейного дохода.
Владимирская область одной из первых, еще в 2005 году, вошла в эксперимент по применению социальных норм потребления электроэнергии. Лимит электроэнергии на одного человека здесь — 50 кВт ч в месяц. Для одиноко проживающих пенсионеров действует социальная норма в 100 кВт ч. Столько же добавляют на семью, где есть люди пенсионного возраста. За каждый кВт в пределах соцнормы население платит 1, 98 руб, за все, что сверх этого, — по 3 руб.
В Ростовской области соцнормы установят на уровне 96 кВт ч в месяц на одного жителя. Если в квартире проживают 2 человека, то ее будут рассчитывать по формуле 96+50 кВт. Если три человека — 96+50+20 кВт. Норма в 96 кВт будет и для сельских жителей, но им в отличие от горожан будут добавлять по 100 кВт на домовладение. Что касается тарифов, то, по предварительным расчетам, стоимость электроэнергии в пределах социальной нормы в области снизится на 5%.
Средняя величина соцнормы на электроэнергию в Красноярском крае составляет 75 кВт ч. Для одиноких людей — 110. Для жителей домов, где есть электроотопительные установки, в отопительный сезон норма увеличивается до 400 кВт ч на человека. За свет в пределах отведенного лимита люди платят 1,83 руб. Перерасход стоит 2,97 рубля за кВт ч. Эксперты прогнозируют, что к концу 2013 года задолженность населения за услуги ЖКХ может достигнуть 160 млрд рублей.