На фоне конфликта между акционерами ТНК-ВР «Роснефть» и «ЛУКойл» умудрились договориться о совместной работе. Госкомпания допустит корпорацию Вагита Алекперова к шельфовым месторождениям. Холдинги уже ведут совместную работу в Каспийском и Азовском морях. Не исключено, что «Роснефть» привлечет «ЛУКойл» и к более масштабным проектам. Глава «Роснефти» Эдуард Худайнатов и президент «ЛУКойла» Вагит Алекперов в присутствии вице-премьера Игоря Сечина подписали соглашение о долгосрочном сотрудничестве. Документ не исключает участие «ЛУКойла» в разработке северного шельфа. Сейчас доступ к ресурсам Арктики имеют только госкомпании или совместные предприятия под контролем государственных концернов.
«Очевидно, что в сложившихся налоговых условиях, при имеющихся ограничениях инфраструктуры и растущей доле трудноизвлекаемых запасов нам необходимо расширять наше сотрудничество, объединять усилия для повышения рентабельности проектов», – прокомментировал Худайнатов. Алекперов же заявил, что рассчитывает на долгосрочное сотрудничество с «Роснефтью», так как оно «поможет получить доступ к новым значительным запасам на территории России».
Документ предусматривает расширение совместной деятельности в Ненецком АО («Роснефть» разрабатывает там Наульское и Лаганское месторождения общими запасами около 200 млн тонн, а «ЛУКойл» работает в Тимано-Печорской нефтеносной провинции, охватывающей территории НАО и Республики Коми, и владеет в регионе 29 скважинами). Кроме того, в НАО находятся месторождения им. Требса и Титова, к разработке которых «Башнефть», владеющая лицензией, недавно пригласила «ЛУКойл». «Роснефть» и «ЛУКойл» в НАО будут совместно проводить поисково-разведочные работы, а также объединят логистику.
«Роснефть» интересует инфраструктура «ЛУКойла» в регионе, – комментирует аналитик ИК «Метрополь» Наталья Поскребышева. – У «ЛУКойла» есть свободные мощности, в частности нефтепровод, соединяющий Южно-Хыльчуюское месторождение с терминалом Варандей, недозагружен (номинальная мощность трубы составляет 12 млн тонн в год, но в прошлом году по нефтепроводу было прокачано лишь 7,5 млн тонн – «Газета.Ru»)».
Помимо этого компании договорились о совместном маркетинге природного и попутного нефтяного газа с месторождений Большехетской и Ванкорской зоны, а также о взаимных поставках на перерабатывающие и сбытовые мощности друг друга сжиженных газов, нефтепродуктов и продуктов нефтехимии.
Согласована и договоренность компаний о совместной работе на шельфовых участках, принадлежащих «Роснефти». Предполагается как проведение геологоразведки, так и разработка уже открытых месторождений. «Роснефть» уже ведет добычу нефти на шельфе Сахалина, владеет лицензиями на три участка в Карском море с предполагаемыми общими запасами в 5 млрд тонн нефти и 10 трлн кубов газа (именно к их разработке компания хочет пригласить британскую ВР), а также на ряд проектов в Черном, Азовском и Каспийском морях.
На последних двух «Роснефть» и «ЛУКойл» уже ведут шельфовые работы: компания «Приазовнефть» разрабатывает месторождение Новое на Азове, а «Каспийская нефтяная компания» работает на скважине Укатная на севере Каспия. Компании не уточняют, за счет какого именно шельфа они намерены расширять свое сотрудничество, однако Игорь Сечин отметил, что компании будут работать там, где это будет наиболее эффективно.
«Роснефть» подписала соглашение с «ЛУКойлом» на фоне слухов о возможном срыве сделки по формированию стратегического альянса с британской ВР, который предполагал совместную работу российской и британской компаний на шельфе Карского моря. Ранее «Роснефть» и ВР договорились о создании шельфового СП и обмене акциями – 5% ВР на 9,5% «Роснефти». Но сделку заблокировали российские партнеры BP по совместному предприятию ТНК-ВР – инвестиционный консорциум AAR. Инвесторы, ссылаясь на акционерное соглашение ТНК-ВР, утверждают, что британский концерн имеет право на реализацию нефтегазовых проектов в России и СНГ только в рамках ТНК-ВР. Перспективы альянса ВР и «Роснефти» сейчас оценивает Стокгольмский арбитраж.
«Роснефть» не может ждать, пока BP разберется с юридическим беспорядком в отношениях с AAR, не удивлен Луис Саенц из лондонского офиса Otkritie Securities. Но в числе потенциальных партнеров российской госкомпании в шельфовых проектах аналитик называет зарубежные Exxon Mobil и Royal Dutch Shell.
В арктическом СП с госкомпанией готова участвовать и ТНК-ВР. Но ранее «Роснефть» объясняла целесообразность привлечения именно британской ВР к разработке арктического шельфа отсутствием опыта и технологий у российских компаний. «Вряд ли «Роснефть» пригласит «ЛУКойл» к разработке арктического шельфа, – полагает Поскребышева. – Если сделка с ВР все же сорвется, «Роснефть», скорее, пригласит одну из зарубежных компаний». «Роснефть» уже планирует шельфовые проекты с Chevron и ExxonMobil, правда пока только на Черном море. О своей заинтересованности в сотрудничестве с «Роснефтью» заявляла и Royal Dutch Shell.
По мнению Поскребышевой, «Роснефть» будет работать с «ЛУКойлом» на Каспии: госкомпании необходим богатый опыт «ЛУКойла». Помимо уже существующего СП с «Роснефтью», «ЛУКойл» ведет на шельфе Каспийского моря разработку месторождения имени Юрия Корчагина (извлекаемые запасы оцениваются в 28,8 млн тонн нефти и 63,3 млрд кубов газа)