В России начались майские праздники, и многие горожане по традиции отправились за город. Однако не стоит забывать, что в парках и лесах уже активизировались клещи. Так, в Самаре число укушенных в двадцать раз превышает цифру прошлого года. Один из клещей опасности уже не представляет — он находится в лаборатории и совсем скоро станет предметом исследования. «Этого клещика в замороженном состоянии нужно измельчить», — поясняет Лидия Штейнберг, врач-микробиолог Центра гигиены и эпидемиологии Самарской области ТС Мириады клещей в лесах и на лугах — реальная угроза жизни и здоровью людей. Истории про то, как горожане поехали на дачу, а вернулись с клещами, в апреле-мае рассказывают в любом самарском дворе.
«Утром я смотрел — ничего не было. А вечером домой возвращаюсь, а на боку — клещ», — рассказал житель Самары Иван Рогожин. Своего клеща Иван сдал в лабораторию на анализ. Если исследования не найдут у этого паразита никаких вирусов, то об укусе можно будет забыть. Сейчас лаборатория работает в режиме форс-мажора. Только за последние две недели сюда обратились почти пятьсот человек. Все они пострадали от клещей.
«Весной клещи выходят из анабиоза. После девяти месяцев спячки они голодные. Им нужна кровь», — рассказал Петр Голов, зоолог Центра гигиены и эпидимиологии Самарской области. Такая лаборатория на всю область — одна. Обращаются сюда в основном самарцы. Жители других городов и поселков — редкие гости. «Если лаборатория от человека далеко и нет возможности доставить клеща на анализ, необходимо провести иммунопрофилактику», — отметила, в свою очередь, Татьяна Трусова, главный эпидемиолог Самарской области.
Аптеки Сызрани. Город находится в 200 километрах от Самары. Относительно дешевого йодантипирина нет ни в одной аптеке. Иммуноглобулин – в одной. Упаковка препарата стоит почти 6 тысяч рублей. Не продано ни одной, хотя укушенных в Сызрани — десятки. «Ребенку бесплатно вакцину дали, а жене — 7 тысяч стоит. Мне — больше 10 тысяч. Так что меня проще похоронить, чем вакцинировать», — сказал местный житель Михаил Чунарев. Весны в Самаре в этом году не было. После зимы сразу наступило лето. Такой климат — благодать для клещей. Число укушенных в двадцать раз превышает цифру прошлого года. К тому же окрестности Самары — природный очаг энцефалита.
«Клещ, обитающий здесь, — основной переносчик клещевого энцефалита. Это заболевание, которое сопровождается поражением центральной нервной системы, иногда с летальным исходом, иногда с парезами и параличами», — пояснил Вячеслав Морозов, эксперт Минздравсоцразвития РФ по природно-очаговым инфекциям.
Согласно последним научным исследованиям, 6% луговых клещей в области являются носителями вируса энцефалита. Еще больше поражены боррелиозом. Умереть от него нельзя, а вот стать инвалидом — запросто. При этом лаборатория на всю область одна, а иммунопрофилактика бьет по карману. В этой ситуации врачи в качестве рецепта рекомендуют до середины мая воздержаться от поездок на природу, в крайнем случае — надевать защитную одежду. Рубашка должна быть с длинными рукавами, которые плотно застегнуты. Воротник закрыт наглухо под горло. Брюки заправляются в сапоги, на голове — кепка. Вот в таком наряде от клещей уберечься можно, но при плюс 30 тепловой удар гарантирован.