Такая поступила идея – поправить закон, который пока ещё запрещает судебным приставам отбирать у заёмщиков единственное жильё. Это касается прежде всего богачей. Ситуация доходит до абсурда. Хозяева роскошных особняков говорят, что денег нет, и платить кредиторам – не важно банкам, коммунальщикам или соседям – не с чего. Если квартира не является ипотечной, то лишить банкрота единственной жилплощади никто не имеет права. По мнению инициаторов поправок в закон, недвижимость не должна быть неприкосновенной. Тем более, если она превышает допустимые нормы. Дверь этого дома в Уфе давно закрыта не только для журналистов, но и для судебных приставов. Несколько лет назад хозяин особняка занял у своей хорошей знакомой крупную сумму. Но оказалось, что дружба – дружбой, а денежки врозь.
Три миллиона потраченные на строительство и ремонт, мужчина возвращать не собирался. Обиженный кредитор потребовал погасить долг за счет продажи дома, но по закону суд не может выставить должника на улицу. В итоге дело дошло до Конституционного суда, который обязал Госдуму внести в закон о неприкосновенности имущества соответствующие поправки. Говоря простыми словами, если у человека в счет долга описать нечего, а в собственности у него находится большая квартира или дом, то его поросят переехать в жилье поскромнее.
Галина Хованская, председатель комитета по жилищной политике и ЖКХ Государственной Думы: «Он как раз восстанавливает справедливость в отношении тех, кто пострадал, а на другой стороне человек, который обладает очень серьезным имуществом. Который может частично или даже полностью без ущерба для него и членов его семьи погасить задолженность».
За многотысячные коммунальные долги из квартир выселяли и раньше, но касалось это исключительно государственной неприватизированной собственности. В крайнем случае, банкрота могли лишить всей бытовой техники, автомобиля и ценностей. Теперь «попросить» из квартиры могул любого, кто занимает огромные, по мнению законодателя, жилплощади. Сейчас норма на одного человека по стране в среднем – 18 квадратных метров. Метром больше уже роскошь.
Дмитриев Вадим, заместитель руководителя УФС судебных приставов по Санкт-Петербургу: «Речь идет о том, что нормативы этого единственного жилья определить конкретно. Потому что на сегодняшний день и однокомнатная квартира и роскошный особняк – это все может быть единственное жилье. Данный законопроект призван эту несправедливость устранить и соблюсти баланс интересов – взыскателя и должника».
По статистике практически каждый четвертый россиянин имеет те или иные долги. Только за коммунальные услуги в первом полугодии этого года государство недосчиталось 170 миллиардов рублей. Кредитные задолженности населения практически в два раза больше. В этом году эта цифра стала еще выше. В основном не могут отдать наличные на потребительские нужды (37 %), на втором месте автокредиты (27 %) и замыкает тройку ипотека (15 %). А если посчитать, сколько каждый из нас перед зарплатой брал взаймы по мелочи у коллег и друзей, то получается, что все хотя бы однажды находились в долгу.
Фирсов Дмитрий, заместитель председателя Ассоциации адвокатов России «За права человека»: «Я думаю, если это пройдет, если это конституционное табу на право на жилище будет снято, то в первую очередь это ударит по незащищенным слоям населения». Законодатели обещают, что каждый случай будет разбираться индивидуально. Таких патовых ситуаций как в Уфе – единицы. Пока нерадивого заемщика обязали выплачивать кредитору из своей зарплаты ежемесячно по две тысячи рублей. Чтобы вернуть весь долг понадобится примерно 125 лет.