О планах по продажам, производству и выходу на рынок новых моделей в интервью рассказал руководитель марки Skoda в России Любомир Найман. Вы приехали в Москву в конце прошлого года. Как вы освоились? Мне нравится Москва очень большой и энергичный город. Здесь много людей, правда пробок тоже много. Чтобы попасть на встречу в центре, можно потратить и два часа, и все пять, но я уже привык. Кто-то считает, что здесь холодно, но я-то родился в горах, поэтому мне московские морозы не так страшны. Кроме того, я немного знаю русский язык.
Российский рынок растет. Каков ваш прогноз по продажам Skoda в 2012 году?
С этой точки зрения мы оптимисты. Сейчас мы опережаем темпы роста рынка. Что касается прогноза на 2012 год, то наша цель – достичь 3,5% доли рынка. Позиции Skoda очень сильны в С-классе, где лидером является Skoda Octavia. Кроме того, на продажи значительное влияние оказывает эффект «сарафанного радио», то есть наши автомобили покупатели рекомендуют своим друзьям и знакомым.
Высокой степени лояльности к бренду мы стараемся добиться за счет максимального удовлетворения потребностей наших клиентов. Покупатель Skoda – это, как правило, семейный человек, которому нужен автомобиль с просторным салоном, способным вместить пять человек, объемным багажником. Во-вторых, мы производим качественные автомобили Вы знаете, например, что наши дилеры жалуются на то, что модели Skoda редко ломаются? Шутливо говорят, что им с нами невыгодно работать.
Насколько различается позиционирование бренда в России и на других рынках? Совпадают ли потребности российских и европейских клиентов?
У нас нет отдельной стратегии для российского рынка. Наша первостепенная задача – производить качественные автомобили Для ее реализации мы используем самые современные технологии и оборудование. Что касается потребностей клиентов, то этот список у российских и европейских покупателей примерно одинаков. В нем обязательно присутствуют кондиционер, системы безопасности (ABS, ESP). Безопасность – это наш приоритет. Если выбирать между возможностью сделать автомобиль более разнообразным с точки зрения развлекательной «начинки» или сделать его надежным, мы непременно выберем второй вариант.
На ваш взгляд, дорогие электронные помощники, такие как автопарковщик или система контроля за дорожной разметкой, были бы востребованы в России? Не станет ли это проблемой с той позиции, что потребитель не захочет за них переплачивать?
Все марки концерна Volkswagen достигли определенного уровня в вопросах как пассивной, так и активной безопасности. Однако уровень технологизации растет, людям нужны автомобили которые бы в значительной степени упрощали процесс вождения, делали его более комфортным. И Skoda, конечно же, ведет разработки в области высокотехнологичных систем.
Кроме того, системы, аналогичные автопарковщику или Line Assist, опциональны. От них можно отказаться. Но в будущем, конечно, они войдут уже в базовое оборудование. Я отмечу, что российские водители (речь не идет только о московских водителях) проводят большую часть времени за рулем в пробках, и им нужны в первую очередь системы, помогающие в заторах. Это так называемые front line assistants, которые будут вести автомобиль пока водитель будет читать журнал.
В качестве примера можно привести систему автоматического торможения в Skoda Citigo, когда автомобиль сам останавливается, когда электроника фиксирует впереди какое-либо препятствие. Это очень удобно в пробках. Вы едете, зазвонил телефон, вы отвлеклись, а в этот момент впереди автомобиль резко затормозил. Очень важна возможность предотвратить даже незначительную аварию.
А Citigo приедет в Россию? Насколько я знаю, не было принято окончательного решения по поводу российского рынка.
Мы представили Citigo – компактный автомобиль класса A – в Женеве. Это нишевая модель. Точные сроки ее появления на российском рынке сейчас назвать несколько сложно: вопрос обсуждается. Также рано говорить о возможной квоте для России. Для начала мы хотим оценить наши шансы, выделить целевую аудиторию. В качестве первого автомобиля для молодых людей, я думаю, он будет весьма привлекателен. Очень важно привлечь молодых клиентов: это точка входа в бренд, которая дает нам возможность получить клиента на долгие годы вперед.
Вы говорите о росте продаж. Нет ли опасения, что спрос на автомобили Skoda превысит предложение и покупателям придется ждать своей очереди?
Сейчас срок ожидания модели под заказ составляет два-три месяца. Это время учитывает само производство автомобиля и его логистику. Собственно говоря, транспортировка занимает около 80% времени ожидания автомобиля. При этом в России производится больше 50% автомобилей, которые мы продаем. В 2012 году объем производства достигнет 55 000 автомобилей.
Кроме того, наша цель – занять 5% российского авторынка через несколько лет. Сделать это можно не только за счет увеличения производства, но и расширения дилерской сети. Сейчас у Skoda в России 120 дилерских центров, к концу года их должно быть 145.
Наименее активно Skoda представлена в восточной части страны. Это Иркутская область, Бурятия, Хабаровский край и Дальний Восток. Там очень специфический рынок, но если нам удастся наладить в этих регионах не только продажи, но и сервисное обслуживание, я думаю, мы сможем там закрепиться.
Каких моделей в линейке вам не хватает для успешных продаж в России?
На российском рынке лучше всего продаются два класса автомобилей – это малый класс и внедорожники. Исходя из этого, мы рассматриваем возможность производства бюджетного седана и созданного специально для российского рынка большого внедорожника. Сейчас мы работаем над этими проектами, и их приход в Россию – вопрос времени. Мы не боимся выйти на рынок позже конкурентов. В 2004 году, когда Skoda только пришла в Россию, у некоторых конкурентов уже было здесь производство. Однако мы закрепились и продолжаем расти. С этой позиции, даже если мы выйдем с новыми моделями чуть позже остальных, то не потеряем покупателя.