В Большом театре в пятницу чествовали Юрия Григоровича – 2 января ему исполнилось 85 лет. Знаменитый хореограф три десятилетия возглавлял балетную труппу Большого. На сцене открытого после реконструкции театра сейчас идут его «Щелкунчик» и «Спящая красавица». Юрий Григорович в ложе один — три года назад не стало его жены, прима-балерины Большого Натальи Бессмертновой. Юбилейные торжества окрашены этой грустью, и сейчас особенно заметно: труппа главного театра страны — его семья. Знаменитым его сделал в 1959 году первый же балет «Каменный цветок». Через пять лет он уже главный балетмейстер Большого. Теперь он символ Главного театра страны — с неизменной стремительной походкой, седым ежиком волос, молниеносной реакцией в любых ситуациях.
Он поставил восемь оригинальных балетов и сам отобрал для гала-концерта три любимых .В этом весь Григорович — он предпочитает говорить о гениальной музыке, написанной для балетов Шостаковичем и Прокофьевым, об артистах, но только не о себе. Над «Ромео и Джульеттой» он работал со сценографом Симоном Вирсаладзе — это был его постоянный соавтор в течение десятилетий.
Многие прославленные артисты карьерой обязаны именно Юрию Григоровичу — он присматривался к молодым и для них ставил балеты. Особенность творчества мастера — в его спектаклях солист-мужчина не был уже только кавалером балерины. Танцоры получили серьезные драматические и гротесковые роли, танец со сложным и оригинальным рисунком.
В своих постановках он шел прежде всего от музыки, от замысла композитора. Придумывал свои версии балетов, абсолютно непохожие на те, что уже были признаны классикой. Впервые «Ромео и Джульетту» поставили в Ленинграде в 1940-м — это был гениальный спектакль с Улановой и Сергеевым. В 1951-м в этой постановке Григорович танцевал Шута, знал этот балет наизусть, а в 1979-м поставил свой балет, который сразу же стал шедевром. Отдыха после гала-концерта и юбилея у мастера не будет: нужно переносить на обновленную сцену Большого те балеты, что шесть лет шли на малой сцене.