Белоруссия согласовала с Россией кредит на $3—3,5 млрд из Антикризисного фонда ЕврАзЭС. Деньги пойдут на стабилизацию платежного баланса страны. Но их может не хватить, если белорусские власти не проведут реформы, в том числе девальвацию нацвалюты, уверены эксперты. «Мы договорились с Россией, что через систему Антикризисного фонда ЕврАзЭС будет решен вопрос о трех миллиардах, может быть, о трех с половиной миллиардах в течение трех лет», — заявил премьер Белоруссии Михаил Мясникович по итогам заседания Совета глав государств СНГ.
«Хочу подчеркнуть, что ресурсы предоставляются на небезвозмездной основе, но по ставке ниже коммерческой», — подчеркнул Мясникович, добавив, что условия предоставления кредита «макроэкономические». Как рассказал «Газете.Ru» источник в Антикризисном фонде, «окончательные условия предоставления кредита в данный момент конкретизируются». «Эта работа ведется в интересах стабилизации платежного баланса и бюджетной сферы Республики Беларусь», — пояснил источник.
Антикризисный фонд ЕврАзЭС рассмотрит кредитную заявку Белоруссии вместе с заявками Армении, Киргизии и Таджикистана на заседании 4 июня в Киеве, сообщил вице-премьер — министр финансов России Алексей Кудрин. Согласно информации на сайте Антикризисного фонда, стоимость кредита составляет 1—3% для стран — участников фонда с низким уровнем доходов или LIBOR для стран со средним уровнем доходов. «По нашей оценке, ставка по кредиту в $3—3,5 млрд будет в пределах 5—6%. Это ниже, чем по выпускам еврооблигаций Белоруссии (8,75% и 8,95%) на срок 3—5 лет», — считает начальник отдела анализа долговых рынков UFS Investment Company Станислав Письменный.
Средства из Антикризисного фонда пойдут на стабилизацию макроэкономических показателей белорусского бюджета и покрытие дефицита платежного баланса. Отрицательное сальдо внешней торговли страны растет с 2006 года, достигнув в первом квартале 2011 года $3,03 млрд. Еще год назад этот показатель составлял $1,2 млрд. Текущие резервы Национального банка Белоруссии, по предварительным данным, с начала года сократились с $5,03 млрд до $3,79 млрд. Регулятор вынужден был ввести ряд ограничений на валютные операции, что привело к валютному кризису в стране.
Принципиальные договоренности о предоставлении кредита были достигнуты в начале текущей недели, 17 мая, когда состоялся телефонный разговор между президентами Дмитрием Медведевым и Александром Лукашенко. Тогда белорусский президент насчитал, что Белоруссия в сумме получит более $6 млрд. Кроме кредита Белоруссия намерена получить от России $3 млрд под поставки продовольствия. Как пояснил министр сельского хозяйства и продовольствия Белоруссии Михаил Русый, эта сумма формируется, исходя из согласованных объемов поставок в Россию 3,8 тысяч тонн молока и молочной продукции, 220 тысяч тонн мяса и мясопродуктов, 220 тысяч тонн сахара, 200 тысяч тонн картофеля и более 200 тысяч тонн овощей.
Но российская сторона дала понять, что происхождение еще $3 млрд будет иное. Предполагается, что для снижения текущего дефицита платежного баланса, что является одним из условий выделения кредита, Белоруссия приватизирует ряд активов, сообщил Кудрин: «Исходя из потребностей этого года, это примерно около $3 млрд». Эта сумма должна быть выручена в этом году, а активы будут приватизироваться на общих условиях, то есть с участием инвесторов из любых стран, подчеркнул министр. Источник в Кремле уточнял, что один из таких активов — «Белтрансгаз», в котором российскому «Газпрому» уже принадлежит 50%. По оценке Лукашенко, $6 млрд «достаточно в этом году не только для стабилизации, но и для того, чтобы иметь солидные золотовалютные резервы».
Но этих денег может не хватить, если власти Белоруссии не проведут реформы, уверены эксперты. «Экономика Белоруссии перегрета из-за стимулирующей политики Лукашенко на протяжении последних десяти лет. Кредита, который получит Минск, недостаточно, чтобы продолжать жить по-старому, он не отменяет необходимости реформ, в том числе и девальвации нацвалюты. Но этого кредита достаточно, чтобы сгладить остроту перехода к новой экономике», — считает старший экономист ИК «Тройка Диалог» Антон Струченевский. «Основными параметрами антикризисной программы, по нашему мнению, являлись именно структурные реформы — рыночное ценообразование курса валюты, сокращение госрасходов, ужесточение внутренней денежной политики и утвержденная приватизация», — соглашается Письменный.