Минфин при содействии ученых придумал, как в течение трех лет, с 2014 по 2016 год, сэкономить 1,1 трлн рублей. Речь идет о стимулировании более позднего выхода на пенсию, экономии на госзакупках, сферах образования, здравоохранения и на госсекторе. Существенную экономию даст отказ от программы материнского капитала. Эксперты считают, что население может воспринять меры бюджетной экономии как наступление на свои социальные права. Сэкономить 1,1 трлн рублей можно, в частности, простимулировав более поздний выход на пенсию, ужесточив правила госзакупок в сфере здравоохранения. Предложения по экономии содержатся в проекте повышения эффективности расходования госсредств, который Минфин составил при содействии экспертов Высшей школы экономики и Российской академии народного хозяйства и госслужбы при президенте Российской Федерации.
Эксперты Высшей школы экономики также предложили меры, в результате которых детские пособия будут увеличены в среднем в два раза, компенсационные выплаты за посещение детского сада увеличатся. Но для этого нужно не продлевать программу выплаты материнского капитала, которая завершается 31 декабря 2016 года. О мерах по поддержке семей с детьми рассказала один из соавторов проекта Светлана Бирюкова, научный сотрудник Центра анализа доходов и уровня жизни при Высшей школе экономики.
По предложению экспертов, две трети средств, которые ежегодно тратятся по программе материнского капитала, нужно перераспределить на проекты по повышению объема детских пособий и финансирование компенсационных выплат за детские сады. Предполагается ввести прогрессивную шкалу компенсации выплат за детские сады. Малообеспеченным семьям (с уровнем душевого дохода ниже прожиточного минимума из расчета на одного члена семьи) планируется компенсировать до 70% платы за детские сады. Обеспеченным (с доходом на одного члена семьи выше двух прожиточных минимумов) планируется компенсировать 20% платы.
Эксперты предполагают, что компенсации будут получать все семьи, вне зависимости от количества детей в семье. Многодетным семьям планируется компенсировать до 70% платы за детский сад вне зависимости от уровня дохода семьи. Кроме того, эксперты разработали схему, в результате которой детские пособия могут быть увеличены в среднем в два раза. Минимальный базовый размер пособия планируется увеличить до одной четверти прожиточного минимума. До 50% — детям из неполных семей и до 35% — детям из семей военнослужащих, детям, чьи родители уклоняются от выплаты алиментов, и ряду других категорий. Сейчас в законе не регулируется эта величина. Эксперты предлагают ее зафиксировать.
Чтобы реализовать эти меры, необходимо отказаться от продления срока действия программы материнского капитала. На меры поддержки семей планируется пустить две трети от ежегодного объема средств, направляемых на выплату материнского капитала (300–330 млрд рублей ежегодно). В итоге экономия составит 100 млрд рублей в год, посчитали в Высшей школе экономики. По мнению экспертов ВШЭ, программа материнского капитала исчерпала свой потенциал.
«Те задачи, которые были перед ней поставлены, выполнены. Потенциал с точки зрения стимулирования рождаемости и повышения престижа материнства исчерпан. Это показывают результаты выборочных обследований и динамика суммарных коэффициентов рождаемости», — говорит Бирюкова. Но отказываться от программы материнского капитала сейчас преждевременно, считает декан факультета социологии и политологии Финансового университета при правительстве РФ Александр Шатилов. Программа материнского капитала была не только экономическим, но и политическим вопросом.
«Главное сейчас, чтобы население не восприняло планы по непродлению программы как наступление на свои социальные права, — говорит эксперт. — Сейчас мы наблюдаем определенную стабилизацию показателей рождаемости. Россия уже не вымирает теми темпами, как раньше. И материнский капитал оказал на это определенное воздействие». Как ранее заявляла глава Министерства здравоохранения Вероника Скворцова, в 2012 году рождаемость в России повысилась на 5,6%.
Но с 2017 года Россию действительно может ждать очередной демографический провал из-за демографической ямы 90-х годов, не исключают эксперты. «Чтобы в таких условиях добиться повышения рождаемости, необходимо увеличить объемы программы материнского капитала. В текущей форме эту задачу программа не в состоянии решить», — говорит Светлана Бирюкова. Другой частью программы повышения эффективности расходования средств являются изменения в пенсионной системе России.
Соавтор доклада ведущий научный сотрудник Центра анализа доходов и уровня жизни Оксана Синявская поясняет: «Эксперты разработали меры, которые позволили бы ограничить круг получателей пенсий и повысить пенсионный возраст, но при этом не повышая его официальных границ, поскольку на это существует «политический запрет».
В частности, речь идет о том, что с 2019 года может по полгода в год повышаться пенсионный возраст для женщин, с которого им будет выплачиваться фиксированный размер пенсии в полном размере. К примеру, в 2019 году женщине он начнет выплачиваться не с 55 лет, а с 55,5 года и так далее до 60 лет. Либо женщина ждет полгода и получает фиксированную часть пенсии в полном объеме, либо выходит на пенсию сразу, но тогда уменьшается часть фиксированного размера пенсии. Страховая часть пенсии при этом не уменьшается, поясняет Синявская.
Есть предложения и по ограничению фиксированного размера пенсии для высокооплачиваемых работников, находящихся на пенсии и продолжающих работать. «Мы предлагали 20 процентам пенсионеров с самыми высокими заработками на период работы не выплачивать фиксированный базовый размер пенсии. Это основано на результатах исследованиях, эта категория не очень чувствительна к изменению размера пенсии. Они будут получать страховую часть пенсии. Когда перестают работать, то начнут получать обе части пенсии», — говорит Синявская.
Сейчас на согласовании находится еще одна мера. Она предполагает, что лицам, которые откладывают выход на пенсию, пенсия выплачивалась бы в повышенном размере. «Норма есть и сейчас, но мы предлагаем более высокие коэффициенты, чем сейчас есть в законодательстве», — поясняет Синявская. Еще в числе мер отмена ежегодного пересчета пенсий в качестве стимулирования более позднего выхода на пенсию. Меры по изменению пенсионной системы позволили бы в 2015 году сэкономить 0,28% ВВП, в 2016-м – 0,74% ВВП. К 2020 году размер экономии превысил бы 1,22% ВВП, посчитали в ВШЭ.
Также среди мер, разработанных экспертами, значится проект закона, который регулировал бы вопросы предоставления государственных и муниципальных грантов, по которым их получатели будут публично отчитываться. Объемы грантов регионам могут быть сокращены в 11 раз — с 11 до 1 млрд рублей. Еще в числе мер противодействие закупкам медучреждениями лекарств, цены на которые не подлежат госрегистрации (экономия может составить 13,27 млрд рублей в год в ценах 2012 года), реструктуризация вузов, повышение равномерности выделяемых образовательным учреждениям средств и так далее. Предложения уже направлены в правительство.