Реакция в соцсетях на крушение Ту-154 выразилась не столько в соболезновании родным и близким погибших, сколько в рассуждениях о том, кого и за какие именно слова об этой трагедии они удалили из друзей. Люди блокировали друг друга за «неправильную скорбь», устраивали войны в комментариях, запоминали лайки знакомых под идеологически чуждыми постами. Даже предлагали построже присмотреться к тем, кто вообще ничего в социальных сетях в эти дни не пишет.
А ведь именно в избирательности скорби — здесь скорбим, а здесь молчим, здесь «свои», а здесь «чужие» — и кроется то самое «расчеловечивание», в котором упрекают сегодня друг друга в соцсетях.
В стране существует и за последние три года только ужесточился серьезный гражданский конфликт. Диспуты приводят к озлоблению всех на все. Что может в такой ситуации сделать каждый отдельный человек? Как минимум — постараться не заражаться истерикой, не становиться одним из звеньев цепочки взаимных обвинений, не насыщать своими эмоциями и страхами ту пресловутую «атмосферу ненависти», от которой один шаг до полноценного гражданского конфликта. И заодно тем самым не подыгрывать профессионалам информационных войн как с одной, так и с другой стороны, которые используют искренние эмоции граждан в своих целях. Как правило, далеко не гуманистических и пацифистских.