Российский авторынок замедляет рост, но подтверждает свою репутацию самого перспективного в Европе. Правительство тем временем продолжает стимулировать отечественный автопром, подчас нетрадиционными методами. В прошлом году, по данным Ассоциации европейского бизнеса, продажи автомобилей в России выросли почти на 40% – до 2,6 млн штук. На этот год Ассоциация прогнозирует замедление роста до 8%, а Министерство промышленности и торговли РФ – даже до 6%. Такую цифру привел замминистра Алексей Рахманов на Автомобильном форуме, организованном в Москве Институтом Адама Смита. Причем чиновник отметил, что и этот прогноз может быть пересмотрен в сторону понижения.
Тем не менее у нас в любом случае будет рост, тогда как на автомобильном рынке Европы четвертый год подряд наблюдается отрицательная динамика. По данным Европейской ассоциации автопроизводителей, в 2011 г. продажи сократились на 1,4%, а на текущий год прогнозируется их дальнейшее снижение на 5%. Сейчас европейский авторынок скатился до уровня 1997 г., тогда как российский ставит исторические рекорды. Растет и производство автомобилей. По данным Росстата, в январе – феврале в России сошло с конвейеров 278 тыс. легковых авто, что на 21% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Производство грузовиков выросло на 11%, автобусов – на 41,5%.
Однако рост рынка замедлился, и причины этого, в общем, очевидны. Во-первых, за рекордный прошлый год был с лихвой удовлетворен отложенный (на время кризиса) спрос; во-вторых, были свернуты стимулирующие государственные программы (утилизации «автохлама» и субсидирования ставок по автокредитам); в-третьих, наметилась тенденция к ужесточению условий автокредитования. Поползли вверх процентные ставки (начал, как всегда, Сбербанк), кое-где перестали давать кредиты под покупку автомобилей с пробегом.
С середины года динамика рынка может вновь воспрянуть. К этому времени Россия должна ратифицировать документы по вступлению в ВТО и стать полноправным членом этой организации. Тогда начнется снижение таможенного тарифа на ввоз автомобилей – для начала с 30% до 25%, а затем, в течение семи лет, – до 15%. На первых порах это окажет чисто психологический эффект на рынки: пошлины на иномарки снижают! Едва ли импортные автомобили заметно подешевеют от столь незначительного снижения тарифа, но спрос на них наверняка начнет расти. И вот тогда могут возникнуть проблемы у отечественных автопроизводителей.
Автомобилям российского производства (или сборки) в условиях ВТО будет труднее прокладывать себе дорогу к потребителю: возрастет конкуренция со стороны импортных машин. Согласно пессимистичному сценарию Минэкономразвития, в результате вступления в ВТО производство легковых автомобилей в РФ в долгосрочной перспективе может снизиться более чем на 50%, автобусов – более чем на 30%, грузовиков – почти на 20%. А ведь у нас теперь есть не только «традиционные» производители, вроде АвтоВАЗа, но и множество сборочных производств иностранных автоконцернов. Которые, кстати, в течение ближайших лет должны довести уровень локализации до 60%, то есть разместить в нашей стране крупные заказы на производство автокомпонентов. Как сообщил Алексей Рахманов, с производителями автокомпонентов уже подписано 341 соглашение, и, по его мнению, 50% из них создадут производства в России. Таким образом, цена извечного вопроса «быть или не быть российскому автопрому» возросла еще больше.
Перед чиновниками стоит задача убить двух зайцев: стимулировать рост авторынка и не дать загнуться отечественному автопроизводству. И вот в недрах российского правительства возник новый план стимулирования отечественной автомобильной промышленности. Точнее, план этот далеко не нов. Идея заключается в том, чтобы пересадить чиновников на машины российского производства (или сборки). В середине марта замглавы Минэкономразвития Михаил Осеевский, выступая в Общественной палате, заявил: «Мы считаем необходимым вернуться к установлению нормативных требований к закупкам автотранспорта госчиновниками. На иностранных автомобилях должны ездить высшие руководители страны и лица, подлежащие охране. А все остальные чиновники должны ездить на автомобилях отечественного производства». По словам Осеевского, эта новация сейчас обсуждается чиновниками Минэкономразвития и Минпромторга.
Помнится, один государственный деятель уже пытался пересадить наших чиновников на «Волги». Ну, и где он теперь? Правильно, в оппозиции. Однако идея снова витает в воздухе. И неспроста. Совсем недавно в Китае чиновникам было запрещено ездить на иномарках. Пекин опубликовал официальный список моделей китайских машин, которые будут отныне закупаться для государственных нужд. Это вам не скромный ассортимент ГАЗа – в китайский список вошли 412 моделей! И среди них ни одного иностранного бренда. Эта мера подоспела ко времени: в прошлом году на китайском авторынке наметилась тенденция к стагнации. По итогам первых двух месяцев 2012 г. продажи сократились на 6%, производство – на 4,9%. И теперь Пекин надеется разом исправить ситуацию.
В 2010 г. китайские власти потратили около $13 млрд на закупку автомобилей для госнужд. Это, конечно, немного в масштабах страны: менее 5% от общего объема автомобильного рынка. Но теперь Пекину придется заменить весь парк служебных иномарок, а это 4 млн машин (в основном, недешевые «Фольксвагены», «Ауди» и «Тойоты»). Так что китайскому автопрому обеспечены грандиозные заказы, а рынку – рост динамики продаж.
Не менее существенную прибавку получит и престиж китайских автомобилей. Ведь даже председатель КНР Ху Цзиньтао отныне не брезгует «китайцами»: он принимал военный парад на площади Тяньаньмэнь, объезжая строй на машине марки «Хунци» («Красное знамя»). Эффект от запрета на служебные иномарки был моментальный: акции китайских автоконцернов резко прибавили в цене (Dongfeng Automobile – на 10%, FAW – на 4,9%, Great Wall Motor – на 3,6%). Что ж, попробуем и мы последовать китайскому опыту. Может быть, чиновники спасут отечественный автопром от злостной ВТО.