Российская ГИБДД внедряет в работу новые технологии. Одна из них – беспилотный летательный аппарат, построенный на базе радиоуправляемой модели вертолета и оснащенный видеофиксацией. Такое устройство способно незаметно проникнуть на закрытую территорию и засечь, например, угнанный автомобиль Чтобы посмотреть, как работает беспилотник, местные сотрудники ГИБДД продемонстрировали нам летательное чудо техники. Ради эксперимента мы не просто посмотрели, как «порхает» и что снимает беспилотник, но и поставили ему определенную задачу — найти конкретный якобы угнанный автомобиль спрятанный на закрытой территории по примеру отстойника. Ведь в последнее время преступники воруют машины не для перепродажи, а на разборку под запчасти.
Поэтому угнанная машина зачастую просто прячется на определенное время, а не перегоняется в другой регион с перебитыми номерами. Само устройство, которому посвящен весь рассказ — модифицированная модель радиоуправляемого вертолета, оснащенного фотовидеокамерой. Производится она на российском заводе в Ижевске. Съемка позволяет на расстоянии 500 метров от земли засечь нужный объект, а иногда даже распознать номер автомобиля.
Стоимость одного такого аппарата составляет 500 тысяч рублей. Но это еще не все. Покупать один беспилотник особого смысла нет. Вместе с ним правоохранителям придется закупить специальный фургон и компьютер. Дело в том, что устройство работает с помощью GPS/ГЛОНАСС, то есть летает по координатам, которые ему задает компьютер. Радиус полета конкретного экземпляра — до 5 километров от станции. К слову в работе с помощью спутников есть и определенный минус — аппарат не летает в плохую погоду (снег, туман, дождь).
Полноценный комплекс, т.е. фургон с навигационной антенной, компьютером и шестью беспилотными аппаратами разного размера стоит около 15 млн рублей. Как только польза данного устройства для ГИБДД будет доказана, ведомство сможет сделать госзаказ на летательные аппараты и оснастить ими свои подразделения. Пока устройство работает в тестовом режиме и только по вызову спецгруппы авиационной полиции, которая занимается беспилотниками на базе МВД.
С виду беспилотник представляет собой платформу с шестью подъемными винтами, которые размещены по углам. К устройству также пристроены видеокамера и аккумулятор. Местное название аппарата – шестикоптер, официальное — ZALA 42121 «Серафим», вес составляет 1,2 килограмма. Максимальная скорость ограничена на 30 км/ч. Максимальное время полета – около 40 минут. Судя по увиденному, этого вполне достаточно для активной работы в воздухе. При этом шестивинтовый аппарат издает совсем мало шума. А если место, где он используется, находится рядом с действующим шоссе, работу беспилотника заглушают проезжающие мимо автомобили Это полиции только на руку.
Проверка на деле
Эксперимент, который мы вместе с гаишниками устроили беспилотнику, проходил на закрытой территории гаражного кооператива. Там мы спрятали неприметный черный автомобиль который якобы находится в угоне. Операция по поиску началась с диспетчерской. Дежурный оператор передал всем постам ДПС сигнал об угоне предполагаемого автомобиля. «Volkswagen Passat черного цвета. Госномер Михаил 600 ровно, Харитон, Елена, регион 150», — объяснял дежурный экипажам. Патрульные автомобили приняли сигнал и тут же взялись за поиски, вот только задача оказалась не из легких, так как «преступники» уже съехали с дороги и загнали автомобиль в отстойник.
Но на этот раз правоохранителям на помощь пришел специальный фургон с авиационной полицией и шестью БПЛА. На подготову летательного устройства ушло около 10 минут. На спецмашине установлена антенна, которая держит связь беспилотник-компьютер. Как только оператор дал команду о разрешении запуска, один из полицейских отправил шестикоптер в полет прямо с руки.
Обнаружить на неизвестной территории нужный автомобиль по снимкам с аппарата удалось за 7 минут. Всем постам тут же была передана информация о местонахождении угнанной машины и в отстойник отправился патруль ДПС. После этого беспилотник вернулся в исходную точку и медленно приземлился в руки сотрудника МВД. А приехавшие на место полицейские проверили информацию и подтвердили обнаружение угнанного «Пассата».
Летающий напарник
Интересно, что подобные устройства давно используются во многих подразделениях МВД, но в ГАИ с ними пока работают в статусе эксперимента. Применение беспилотника ГИБДД видит актуальным пока только в поисках угнанного автомобиля, который спрятан на закрытой территории, куда нет доступа у правоохранительных органов. Сотрудники ГАИ предполагают, что беспилотник можно будет использовать и при попытке автомобиля скрыться с места преступления, например, после наезда на пешехода, ведь в этих случаях чаще всего сразу объявляется план «Перехват».
Преступник не гонит автомобиль через все посты ДПС, а просто прячет его в местах отстоя — в промзонах, гаражах. Вот тогда в ход идет беспилотник. Устройство незаметно пересекает воздушную границу и передает изображение местности на компьютер. Есть у некоторых аппаратов и возможность ночной съемки. Вся информация, которая попала в руки правоохранителей посредством беспилотника, может стать частью доказательной базы в суде.
Сами гаишники признались нам, что совсем не против работы с летающим напарником. По их словам, использование беспилотника может сильно помочь в работе, так как связано с оперативным поиском объектов (автомобилей), которые нельзя найти обычным способом и шумной погоней. Кроме того, если у полицейских на примете несколько мест, где может находиться угнанный автомобиль или машина преступника, сбившего ребенка за зебре, то беспилотник сильно сократит время поиска, исключив неверные варианты.
Как уже упоминалось выше, беспилотный летательный аппарат ГИБДД использует только в тестовом режиме. Эксперимент длится с прошлого года и вот-вот должен прекратиться. Оставят ли гаишникам беспилотники, пока неизвестно. Но их практическая польза доказательств уже не требует.