Поиск

В Москве установили мемориальную доску знаменитой актрисе Людмиле Целиковской

1056 0

На доме Целиковской появилась мемориальная доска. Она стала звездой после фильма «Сердца четырех». Потом были еще десятки лент, самые известные картины 40-х годов — «Попрыгунья», «Воздушный извозчик». А еще она сыграла царицу в «Иване Грозном» — за этот фильм вся съемочная группа получила Сталинскую премию. Награда не досталась только Целиковской — по личному решению руководителя государства. Вахтанговцы в полном составе покинули родной театр, чтобы стать участниками волнительного действа на Новинском бульваре. Василий Лановой и Римас Туминас сбрасывают золотую ткань. Мемориальная доска – легенде Театра имени Вахтангова, звезде советского кино Людмиле Целиковской. Прямо напротив памятной таблички, посвященной ее мужу — архитектору Каро Алабяну. Здесь, в доме N 18, и жили знаменитые супруги. «У меня был пожар. И все сгорело — самые ценные для меня книги, которые мне подписывали».

Люда подписала мне книжку, я ничего не сочиняю. Она мне написала: «Стой под дождем! Пусть пронизывают тебя его стальные стрелы — стой! Стой, несмотря ни на что! Жди солнца. Оно зальет тебя сразу и беспредельно!» — вспоминает народная артистка РСФСР Людмила Максакова. Скульптору Андрею Балашову удалось передать ее пронизывающий взгляд, который сводил с ума зрителей, говорят вахтанговцы. На гастролях после спектаклей Целиковскую, рассказывают, спускали по пожарной лестнице — у входа ее всегда ожидала толпа. В театр, которому отдала полвека, Людмила Васильевна попала еще студенткой Щукинского училища, перед войной. Старейшая актриса труппы 96-летняя Галина Коновалова прекрасно помнит, какое впечатление Люся, как все ее называли, произвела на коллег.

«За мной ухаживал молодой человек, и я его как-то его, кривляясь, спросила: «Что такое лучистые глаза?» он сказал: «Пойдите в тот коридор, там стоит барышня — вот у нее лучистые глаза». Так я узнала, что это такое», — рассказывает Галина Коновалова. В 1940-м красавицу заметил режиссер Максим Юдин и предложил ей главную роль в своей комедии «Сердца четырех». Это была ее любимая картина, потому что играла она себя. Так же, как ее героиня Шурочка, Целиковская обожала сладкое, ненавидела математику и любила музыку – дочь оперной певицы и дирижера Большого театра, она училась в Гнесинской школе, но призванием музыка для нее не стала. Хотя в фильме «Сердца четырех» песню исполнила сама.

Началась война. Вместе с вахтанговцами Целиковская поехала на фронт. Своими выступлениями она так воодушевляла солдат, что они поднимались в бой с криками: «За Родину! За Сталина! За Целиковскую!» «Сколько мечтали о ней военные! Вот мне рассказывал мой дядя, который был летчиком: «Вот она для нас всю войну была как магнит такой, мы смотрели картины, военные короткометражки…». Она ездила в бригадах», — говорит народный артист СССР Василий Лановой.

Покоренный ее выразительными васильковыми глазами, Сергей Эйзенштейн пригласил Целиковскую на роль царицы Анастасии в фильме «Иван Грозный». Одна из немногих ее драматических работ. Может быть, из-за амплуа комедийной актрисы ее не жаловали критики и правительство. За картину «Иван Грозный» Сталинскую премию получила вся съемочная группа, Целиковскую же генералиссимус из списка вычеркнул. Сказал: «Царицы такими не бывают». Зато через 10 лет за роль в фильме «Попрыгунья» Самсона Самсонова она получила «Серебряного льва» Венецианского кинофестиваля.

«Она была очень глубокий, очень серьезный человек, совсем не такой труляляшкой, какой она казалась из-за опереточных ее выступлений и ролей. Она очень глубокий человек. Во-первых, очень образованный, все время образовывалась сама, учила языки, никогда не сидела без дела. А когда совсем уж нечего было делать, она вязала дивные вещи!» – вспоминает Галина Коновалова.

После рождения единственного сына Александра она всю себя отдала его воспитанию, перестала играть в кино и в театре. При этом переводила пьесы с английского. Во многом ее звездное имя помогло Юрию Любимову – режиссеру, как тогда считалось, политически неблагонадежному — открыть Театр на Таганке. И все знаменитые таганковские инсценировки повестей и романов тоже писала она, в том числе к знаменитому спектаклю «…А зори здесь тихие». Хотя официально она работала вместе с Любимовым, который стал ее мужем после смерти Алабяна, только над одним спектаклем – композиции по стихам Пушкина «Товарищ, верь!»

Комментарии
comments powered by HyperComments