В результате 82 столичным школам не удалось набрать достаточного количества учеников даже на один класс. Современные родители подходят к выбору школы очень тщательно — собрав все сведения, каждый старается записать своего ребенка в самую лучшую. Что же ждет неукомплектованные учебные заведения и что скрывается за предложенным департаментом образования объединением школ? Ради одной из московских школ и образования, которое в ней дадут ее детям, Елена Краморенко не поскупилась даже местом жительства. Непростая и длительная процедура квартирного обмена, зато старший ребенок уже учится в третьем классе, младший станет первоклассником в грядущем сентябре. «Пока ты ребенка в школу не приведешь, ты ничего не узнаешь. Мы искали, чтобы математика сильная была и язык. Наша школа всем этим качествам соответствует, в ней очень сильная программа», — рассказала мама учащихся школы №763 Елена Краморенко.
Выбор школы в 99% случаев ложится на плечи родителей. Критерии просты: неравнодушные мамы и папы хотят для своих детей ответственного талантливого учителя, чистоты, порядка и — в идеале, конечно, – индивидуального подхода к обучению. Основную ставку делают на сарафанное радио – соседи посоветуют, знакомые. В отсутствие сведений приходится искать самим. Большинство взрослых уверены: слабую школу видно с порога – нет дисциплины в коридорах, дети выглядят распущено. Школ с недобором оказалось в Москве аж 82! Зато около 30 набрали по сто человек в первые классы, еще 10 – по двести.
«Мы имеем сейчас еще результаты той новой системы оплаты труда, которая была введена в московских школах в прошлом году решением правительства города, — это доведение средств через нормативно-подушевое финансирование. Для первоклассника – чуть более 80 тысяч, для ученика 11-го класса – порядка 123 тычяч в год», — отметил Александр Гаврилов, пресс-секретарь Департамента образования Москвы.
Чем больше детей учится, тем больше денег получает школа. Где 1000 учеников – финансирование в среднем 100 миллионов рублей, где всего 300 детей – 30 миллионов. Популярные школы, пусть и извернувшись ужом, нашли возможность зачислить по максимуму всех желающих. Но что делать с аутсайдерами, ведь среди них есть те, кто не смог сформировать даже один первый класс.
«Если записались десять человек, это значит, что школа не набрала класс. Будет выезжать комиссия, выяснять, что делать со школой. Может быть, она еще доберет детей, потому что еще есть время. Работа будет вестись», — заявила Ольга Голодец, заместитель мэра Москвы в правительстве Москвы по вопросам социального развития.
Решение об объединении вроде оптимальное, но против него первыми восстали родители. Школьные форумы в Интернете заполнили длинные строки возмущения: «Мы ездим через пол-Москвы, так как хотим учиться в школе с определенным педагогическим составом, с ребятами, стремящимися к знаниями, а не ждущими переменку, чтобы покурить!», «Нас решили объединить с самой отстающей школой в районе. Мы не раз становились свидетелями ужасающего поведения учеников этой школы. Естественно, мы переживаем за своих детей», «Нас ставят перед фактом, не объясняя, как будет происходить слияние, как будут перераспределяться ученики, как они будут ходить в другое здание, которое находится за два оживленных перекрестка, а сама дорога будет занимать около 30 минут».
Дальше подняли голос учителя и руководство школ. Детей из слабых школ надо подтягивать до уровня своих, а это дополнительные усилия и занятия. Преподавателей же придется проверять на квалификацию и увольнять. В департаменте образования говорят, что объединение — дело добровольное и решить это могут только два директора. Многие директора взваливать на себя ношу в виде соседей школы отказываются наотрез. «Есть тенденция объединения школ. Я бы, например, испугалась с кем-то объединяться. Кадры решают все», — считает Надежда Галеева, директор школы №763.
В объединении есть свои плюсы – резко сократится количество школ, где дают плохое образование. Но закрывать никого не будут. Процесс объединения школ можно сравнить с процессами, давно известными в финансовом мире, – поглощением и слиянием. Вот только между ними — существенная разница. При поглощении выгода очевидна – сильный подтягивает слабого, и все происходит по обоюдному согласию. При слиянии всегда есть вопрос целесообразности. У родителей, учителей и руководства школ уже слишком много вопросов. К чему приведет такая воля сверху, пока можно только гадать. Решение по каждой паре школ будет приниматься отдельно и не раньше августа.