Оппозиционные кандидаты в Брянской и Рязанской областях снимались с губернаторских выборов, имея договоренности с «Единой Россией», заявил лидер единороссов Дмитрий Медведев Переговоры велись на уровне партийного руководства, самих кандидатов просто ставили перед фактом, советуя принять «встречное предложение». Снявшийся в Брянске кандидат считает, что такой подход поможет обновить власть снизу. Эксперт констатирует, что сговор – излюбленная технология российской политики. «Единая Россия» трудоустроит кандидатов, снявшихся с выборов в пользу представителей партии власти. Накануне о наличии подобных договоренностей упомянул лидер единороссов, премьер-министр России Дмитрий Медведев призвав однопартийцев не упиваться победой, а сначала выполнить обещания, данные «партнерам». «Мы должны соблюдать те правила игры, которые сами для себя выработали, – сказал Медведев во время селекторного совещания с регионами. – Уважаемые коллеги, мы должны быть благодарны».
«В ряде случаев у нас были партнерские соглашения, в этом нет ничего плохого, это политические договоренности. Надо их исполнять. Я понимаю, конечно, что сейчас будет хорошее настроение, но надо все по-честному сделать, как договаривались. Это все надо учесть, а иначе в следующий раз, когда выборы будут, договариваться будет сложнее», – сказал Медведев. Позднее секретарь генерального совета «Единой России» Сергей Неверов пояснил журналистам, что речь идет о губернаторских выборах в Рязанской и Брянской областях.
В этих регионах в ходе избирательной кампании оппозиционные кандидаты снимались с выборов в пользу представителей партии власти (в обеих областях переизбирались прежние губернаторы Олег Ковалев и Николай Денин). Как пояснил Неверов, «Единая Россия» входила в контакт со своими конкурентами и предлагала им «определить единого кандидата уже в ходе кампании». «После выборов губернаторов будет формироваться кадровый резерв, линейка заместителей, будет формироваться правительство и будет правильно, что мы продолжим диалог с партиями, которые выступали за единого кандидата, за нашего кандидата», – объяснил Неверов.
«И Дмитрий Анатольевич Медведев, и Владимир Владимирович Путин говорили, что мы должны к кадрам относиться бережно, – объяснил губернатор Брянской области Николай Денин, сумевший переизбраться с результатом 65%. – Находить молодых и перспективных, в том числе и из других политических и общественных организаций, но тех, которые поддерживают нынешний курс на развитие, на стабильность». В Брянской области в пользу Денина снялись сразу два кандидата – представитель ЛДПР Михаил Марченко и «яблочник» Андрей Пономарев, причем последний сделал это в пику решению центрального руководства партии «Яблоко». Губернатор утверждает, что конкретные должности с Марченко и Пономаревым не оговаривались, а вопрос об их дальнейшей работе еще только будет обсуждаться.
Ясность в будущем либерал-демократа и яблочника появится лишь к концу октября, после вступления в должность, пояснил губернатор. Решать кадровый вопрос Денин хочет в широком кругу и публично, без каких-либо «назначений втихую». Для этого глава региона намерен собрать руководителей политических и общественных сил. «Мы ни под кого ничего подгонять не будем и обговорим, кто на что способен, в том числе и у одного (экс-кандидата), и у другого спросим, так сказать, где что», – туманно пояснил Денин. Брянский либерал-демократ Марченко дал понять, что условия его снятия с выборов обговаривались с самого начала. Причем переговоры велись между лидером ЛДПР Владимиром Жириновским и «руководством области», а самого кандидата просто поставили перед фактом.
«Данные соглашения были достигнуты наверху, между лидером партии и руководством области. Я в курс дела не поставлен, у меня стоит задача работать дальше в прежнем режиме», – сказал снявшийся в пользу Денина кандидат. «Я не думаю, что речь идет о конкретной должности. Но я думаю, что наша партия в органах исполнительной власти, то есть в новой администрации, будет представлена», – подумав, добавил Марченко. Снявшийся «яблочник» Андрей Пономарев в понедельник был недоступен для комментариев. Коммунист Вадим Потомский, на поверку оказавшийся единственным оппозиционером из всех кандидатов, зарегистрировавшихся в Брянске, о дальнейшем трудоустройстве своих оппонентов говорит неохотно. «Я тяжело себе представляю, какой они могут дать портфель Марченко, в силу его образования. И более тяжело себе представляю, что можно дать человеку, который на балалайке играет, – Пономареву», – устало отметил кандидат.
Потомский полагает, что по основному сценарию Марченко и Пономарев должны были уступить Денину лишь во втором туре. Переиграть ситуацию пришлось из-за уверенной кампании КПРФ. В Рязанской области «единороссам» предстоит трудоустроить представителя «Патриотов России» Игоря Морозова, снявшегося в пользу губернатора Олега Ковалева. Как и в случае с Брянском, переговоры шли на уровне партийного руководства. К самому Морозову пришли уже с готовым предложением: в обмен на лояльность «патриоту» посулили пост представителя региона в верхней палате парламента.
«Мы сегодня после моих поздравлений Олега Ковалева проговорили план нашей совместной работы по выдвижению меня в Совет федерации. И я думаю, что у нас будет неплохой тандем «губернатор – сенатор», – сказал Морозов. Попасть в палату регионов экс-кандидат намерен через Рязанскую городскую думу, где, по его словам, он может воспользоваться отложенным мандатом. В гордуму «патриот» избрался еще в 2008 году, однако вскоре после этого ушел на работу в исполнительную власть. Морозов уверен, что комбинация, разыгранная в Брянске и Рязани, будет активно использоваться и на следующих выборах, причем, по его мнению, «уже в следующем году таких переговоров будет гораздо больше, чем в этом».
Дискредитации самой идеи выборов в подобных комбинациях Морозов не видит; по его мнению, это, наоборот, способ осуществлять сменяемость власти снизу, постепенно включая в ветви власти представителей непарламентских партий. По мнению политконсультанта Евгения Минченко, подобные соглашения «находятся на грани, но в рамках приемлемого». У эксперта всего одно пожелание: раз уж такие «договорные матчи» случаются, то пусть их хотя бы будет не больше 20%, а все остальные выборы будут реально конкурентными. «Политический сговор – это излюбленная технология наших политиков. Всегда легче договориться, чем тратиться на реальную конкурентную кампанию. Собственно, в истории достаточно много прецедентов, когда выборы проходили в формате сговора», – констатирует он.